229 дней, 18 часов, 15 минуты

До всемирного дня диабета!

Сахарный Диабет 1 типа

Полагаем, что молодые клетки в виду первостепенного усвоения субстратов не имеют или имеют неразвитые механизмы тканевой инсулинорезистентности (интернализация рецепторов, уменьшение их синтеза и пр.). В таких условиях избыточная прандиальная секреция приведет к набуханию и разрыву мембраны инсулоцитов. Этоподтверждают исследования, выявившие гликогеноз островков, проявляющийся крупными вакуолизированными клетками [Kohner E.M., 1977].

Повреждение инсулоцитов может быть связано с повреждающим действием нитратов, аутоиммунными реакциями, в том числе, на чужеродные белки при искусственном вскармливании, цитопатическим действием вирусов и др. Исследования показали, что вирусы паротита и Коксаки (В3 и В4) способны к репликации в культуре инсулоцитов человека. Повторный пассаж вируса Коксаки В4 в культурах мышиных В-клеток позволил выявить диабетогенную линию, которая при введении интактным мышам вызывала гипергликемию [Yoon J.W. et all., 1979]. Вместе с тем, инфицированность населения вирусом Коксаки В4 значительно (до 50%) превышает заболеваемость сахарным диабетом (0,5%). Активность аутоиммунного воспаления тесно связана с повреждением клеток тканей [Серов В.В., Зайратьянц О.В., 1992].

Повреждение мембраны В-клетки, как мы полагаем, приводит к бесконтрольному попаданию содержащегося в ней инсулина в кровоток, вызывая гиперинсулинемию. Она, как уже неоднократно подчеркивалось, особенно пагубно влияет на клетки молодого организма. Цитолиз клеток подтверждает ферментемия - повышение в плазме уровня трансфераз (АлАТ, АсАТ, глютамилтрансферазы, щелочной фосфатазы). Ввиду опасности для выживания организм, как мы полагаем, запускает процессы подавления секреции инсулоцитами и сокращение их численности. Уменьшение секреции инсулина мобилизует гликогенолиз печени и мышц, гипергликемия вновь вызывает гиперстимуляцию инсулина и еще более активизирует процессы подавления его секреции. И так до тех пор, пока даже выраженная гипергликемия перестает вызывать секреторный ответ инсулоцитов.

Для сахарного диабета 1 типа характерно почти полное разрушение и исчезновение В клеток [Балаболкин М.И., 1994]. У больных, умерших через несколько дней или недель после развития сахарного диабета, часто наблюдается лимфоцитарная инфильтрация островков (инсулит). Эти данные используются в качестве доказательства аутоиммунной и вирусной этиологии сахарного диабета 1 типа [Gepts W., 1977]. Примерно у 40% больных, по мере прогрессирования заболевания развивается гиалиновое перерождение, проявляющееся аморфными отложениями (с характеристиками окрашивания, свойственными амилоиду) вокруг кровеносных сосудов и между клетками. Примерно у 25% больных отмечается фиброз. Он начинается с утолщения капсулы и инвазии в островки фиброзной ткани, которая, в конце концов, полностью замещает функционирующие клетки. Процесс распространяется, в значительной мере захватывая иногда и внешнесекреторную ткань поджелудочной железы.

Запасы энергетических веществ молодого организма ограничены, в отсутствии инсулина снижается способность их пополнения. При выраженном дефиците происходит чрезвычайная мобилизация гликогена, белков и липидов, проявляющаяся гипергликемией, гипераминоацдемией, гиперлипоацидемией натощак. Ограниченные возможности молодого организма к накоплению жидкости в околоклеточном пространстве, приводят к повышению осмолярности плазмы и осмотическому диурезу. При инсулиновой недостаточности вследствие нарушения процессов фосфолирирования глюкозы ее реабсорбция в почечных канальцах снижается. Почка прекращает продукцию гидрокарбонатного иона. Происходит потеря глюкозы, натрия, калия, альбуминов с мочой, что в свою очередь приводит к полидипсии и полифагии, обезвоживаню организма.

В условиях энергетического голода в качестве альтернативного источника энергии усиливается липолиз с образованием кетоновых тел. Независимо от уровня гликемии усиление образования кетоновых тел связано с гипогликемией в клетках и нарушением окисления жирных кислот. [Титов В.Н., Лисицин Д.М., 2005]. Кетоновые тела наиболее интенсивно поглощают и окисляют клетки мозга, кардиомиоциты и миоциты диафрагмы. Увеличивается приток СЖК из жировых депо в печень и другие ткани. Кроме того, синтез кетоновых тел β-оксимасляной и ацетоуксусной кислот происходит из кетогенных аминокислот (изолйцина, лейцина, валина), которые накапливаются в результате катаболизма белков. Активация распада белка приводит к нарушению азотистого баланса и способствует развитию азотемии. Накопление кетоновых тел приводит к истощению щелочных резервов кровии развитию метаболического ацидоза.

Экспериментально установлено, что причиной гиперкетонемии является в первую очередь увеличение образования в клетках кетоновых тел, а не нарушение их утилизации тканями [Robinson A.M.,Williamson D.H., 1980]. Ацетон используется в качестве источника углерода при глюконеогенезе [Титов В.Н., Лисицин Д.М., 2005].

В период кетоацидотической прекомы активизируются механизмы тканевой инсулинорезистентности, действие контринсулярных гормонов. Глюкагон стимулирует ферментативную систему карнитинацилтрансферазы, ускоряет окисление с образованием кетоновых тел [Mc. Carry G.D., 1985]. Участие глюкагона в развитии диабетического кетоацидоза подтверждают клинические наблюдения, в которых введение соматостатина предупреждало возникновение кетоацидоза у инсулинозависимых больных [Serich G.E. et all, 1975].

Свидетельством набухания клеток при кетоацидозе является набуханией нейронов головного мозга, гипокалиемии и гипернатриемии их цитозоля. Вместе с тем имеются признаки остро развивающейся инсулинорезистентности периферических тканей..

Инсулинорезистентность и дефицит инсулина приводят к клеточной, а затем и общей дегидратации со снижением тканевого и почечного кровотока и дефицитом электролитов. Накопление липидов в крови увеличивает вязкость крови и способствует нарушению реологии крови и микроциркуляции. Интенсвное накопление гликолизированного гемоглобина способствует гипоксии, которую усугубляют циркуляторные нарушения Слабость дыхательной мускулатуры вследствие электролитного дисбаланса вызывает альвеолярную гипоксию. При прогрессировании гипоксии активизация аэробного гликолиза способствует накоплению в тканях мочевой кислоты.

Электролитные нарушения, гиповолемия, гипоксия, отек тканей и нарушение микроциркуляции в жизненно важных организмов приводят к гибели организма. Дробное введение инсулина, растворов солей, белков, глюкозы, устранение фактора декомпенсации (травма, операция, беременность, нагноительные заболевания и др.) не всегда способствует к восстановлению нарушений обмена.

Полагаем декомпенсации диабета 1 типа и кетоацидозу способствует повышение потребностей тканей в субстратах при усилении физической и метаболической активности (стресс, нагрузки, беременность, адаптация к смене сезона, инфекции, травмы, операции и пр.), к которым постепенно истощающийся организм диабетика 1 типа оказывается не готов. Несмотря на всю остроту симптомов кетоацидоза, - истощение, снижение веса и обезвоживание наблюдаются в течение продолжительного времени до наступления кетоацидотической комы.