204 дней, 5 часов, 40 минуты

До всемирного дня диабета!

ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ - Сергей Онуприенко. Путь в тайны памяти

Попытки заглянуть в тайны сознания, а тем более улучшить свою память могут быть и небезопасны для здоровья. Простой пример. Мы стараемся усилием воли сконцентрировать все внимание на запоминании какой–то информации и постоянно повторяем одно и то же. Ответная реакция организма, скорее всего, будет отрицательной – ему неприятно такое насилие и он постарается это показать быстрой усталостью, сонливостью, головной болью и т.п. То, что мы с трудом зазубрили, не вызывает у нас приятных ощущений, чувства уверенности и спокойствия – наоборот, порождает негативные ощущения от напоминания «состояния пытки». Причем все, что было заучено механически (стихи, формулы, понятия или определения), лишь на короткий отрезок времени, не более 2–3 месяцев, может служить нам в тех целях, ради которых и были предприняты столь героические усилия. Таким образом мозг предохраняет себя и защищает нас от ненужной или чрезмерной информации.

…Все произошло не случайно, а в долгих поисках возможности активизации памяти, хотя навела на верную мысль обычная детская «считалка». Вы наверняка такие знаете: «Аты–баты–шли–солдаты…» или «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник…».

Вспомните из своего детства: эти считалки запоминались сходу, их не нужно было специально заучивать наизусть, как стихотворения из школьных учебников.

Я воспользовался этим детским опытом и сразу же получил неплохие результаты. Действительно, как гласит древняя мудрость, все гениальное – просто! Вот почему простая игра оказалась основой моего метода, который хочу предложить вашему вниманию.

Для того чтобы вы не только смогли овладеть правилами игры «считалка», но и расширить свой кругозор и без затруднений вспомнить давно забытые стихи, формулы, лица друзей и многое другое, надо выполнить три главных условия.

  1. Постарайтесь вспомнить 100 простейших слов, желательно логически связанных друг с другом. Например, имена. Не спешите, попытайтесь сначала назвать имена мужские, затем женские, «наши» и иностранные. Проверьте себя несколько раз, и тогда у вас появится уверенность, которая позволит быстро справиться с этим заданием. Вам нужно всего лишь 100 имен, но с первого раза без запинки и без пауз перечислить их будет не просто… Но вот получилось! Теперь усложним задачу: назовите, например, страны. Чтобы это получилось удачно, просмотрите сначала политическую или экономическую карту мира. Называть страны нужно не останавливаясь, мысленно просматривая карту и не упуская мелких государств. Справились? Отлично. Потренируйтесь еще, называя города мира, города СНГ, города Беларуси, столицы государств и т.п.
  1. Время, за которое вы должны назвать имена или другие слова, – 1 минута 40 секунд, то есть в среднем по секунде на слово. Маловато? Не надо отчаиваться, секунда не так мала, как думается. За это время мы обычно успеваем четко и размеренно произнести: «раз – и». Если ваша память пока только «на троечку», тренируйтесь в упрощенном режиме (60 слов за 60 секунд), но только каждый день. Уверяю вас, что на следующий месяц вам будет по силам справиться с полным заданием. А если вы добились успеха раньше, то это свидетельствует о многом…

Во–первых, о том, что у вас есть способность концентрации внимания на информации зрительно–звукового характера, и в дальнейшем вы сможете быстро усваивать значительно более трудную для восприятия цифровую, абстрактную, цветовую и другую информацию.

Не старайтесь ускорять, убеждать себя и окружающих в своих блестящих способностях. Упорно тренируйтесь, и это позволит «открыть» слабо используемые или вообще неиспользуемые каналы оптимального восприятия и усвоения знаний через психофизиологические особенности строения вашего организма.

Во–вторых, быстрое усвоение информации – показатель того, что в скором времени (примерно через 2–3 месяца) у вас будет возможность без особого труда восстанавливать увиденное, услышанное, прочувствованное и представленное вами лет 10–15 назад. Это будет своеобразная умозрительная экскурсия в прошлое, но пока не очень далекое.

  1. Последнее условие заключается в том, чтобы научиться ритмично, в строго заданном темпе произносить слова. Вы должны точно за секунду назвать слово и так продолжать 1 минуту 40 секунд, произнося100 подобных слов.

В моей методике очень важно сохранять ровный темп и ритм произнесения.

Хочу отметить, что данная методика не является жесткой системой усвоения информации, а представляет собой гибкую, легкодоступную игру, которая наверняка понравится и взрослым и детям. Вообще, лучше всего начинать тренировать память с детства, где–то с 8–10 лет. С более раннего возраста не рекомендую из–за трудностей, связанных с концентрацией внимания, и несформированной детской психики. К тому же у него пока не накоплен достаточный словарный запас. Нынче многие родители, родственники хотят, чтобы уже в 2–3 года ребенок стал вундеркиндом – купался в проруби, играл сонаты Моцарта, производил арифметические действия подобно компьютеру и даже писал стихи. Не надо насильно уродовать маленького человека, водружая на его плечи непосильный крест вашей любви и надежд!

Чтобы «считалка» не стала препятствием в развитии человека, следует постепенно в виде игры заинтересовывать ребенка методикой улучшения памяти.