207 дней, 23 часов, 12 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагноз: Пациентки доктора Карповой

Исповедь Л.В.:

- Начну с того, что у моей мамы был диабет 2 типа: перед смертью она вся высохла — размер одежды поменялся с 56-го на 44-й, к тому же потеряла зрение. «Сахарная» болезнь настигла и племянника, который умер от гангрены ног. Словом, страшные примеры преследовали меня, но, честно говоря, лечилась я вначале спустя рукава — в нашей поликлинике в Люблинском районе Москвы долго не было своего эндокринолога. Мне назначали диету и различные сахароснижающие таблетки, а два года назад перевели на инсулинотерапию. Но «сахара» оставались всё равно высокими, да и мучил лишний вес — десятки килограммов…

День, когда я попала к доктору Карповой, хорошо помню — 14 сентября 2009 года. Она составила мне план питания (в нескольких словах — ничего жирного, жареного, преобладание сложных углеводов и овощей, 2 раза в день — фрукты) и строго потребовала вести дневник приёмов пищи, который мы обсуждаем с доктором на каждом приёме. Сейчас хочу даже морозильник прикупить, чтобы больше заготовлять на дому свежих «даров природы». Доктор разъяснила мне также пользу физической активности. И, наконец, назначила новейший препарат — Галвус, рассказав о принципе его действия и преимуществах. И, удивительное дело, вскоре мои дела пошли на лад — и «сахара» стали снижаться, и лишний вес уходить, и самочувствие в целом намного улучшилось.

В жизни мне много пришлось потрудиться. Работала телефонисткой на междугородной телефонной станции (сейчас и нет такой специальности!), потом не захотела сидеть на пенсии и, закончив курсы, стала работать товароведом книг. С тех пор люблю заглядывать в книги, в том числе те, где пишут о диабете. Ведь это целая наука — грамотно управлять своим заболеванием. Именно этому и учит своих пациентов наш любимый доктор — Екатерина Владимировна.

… И комментарий врача:

- Эта пациентка обратилась за консультацией тогда, когда у неё были очень высокие показатели сахара крови, гликированный гемоглобин, равный 9,7%, и неудовлетворительное лечение.

Ей была назначена диетотерапия — 6-разовое питание небольшими порциями и, учитывая наличие у неё ожирения, выраженную инсулинорезистентность, подтверждённую данными обследования, рекомендована ещё диета, направленная на снижение веса. Было рекомендовано также увеличение физической активности. Так как пациентка не могла позволить себе записаться в дорогой тренажёрный зал или фитнес-клуб, это были ежедневные пешие прогулки не менее одного часа. Плюс она перестала пользоваться лифтом, сама поднималась по лестницам. Когда пользовалась общественным транспортом, выходила на остановку раньше и проходила это расстояние пешком. То есть её физическая активность складывалась из элементарных повседневных действий.

Мы провели пациентке суточное мониторирование гликемии с помощью прибора CGMS и убедились, что, действительно, её показатели сахара крови в течение суток не соответствуют целевым значениям. Причём после коррекции питания резких скачков гликемии не наблюдалось — просто были повышенные «сахара» в течение суток. Соответственно вначале мы скорректировали дозу пролонгированного инсулина, добавив до адекватной. Но снова добиться идеальных показателей не получалось.

Очевидно, с учётом того, что у пациентки было достаточно своего собственного инсулина (по результатам анализа крови на С-пептид), назначение препаратов сульфонилмочевины в данном случае было бы не очень оправдано. И мы решили попробовать новый препарат Галвус (вилдаглиптин). И вот — на фоне правильного питания (пациентка подробно вела дневник питания, что очень важно), контроля веса (присутствовала мотивация на похудение), регулярных физических нагрузок и оптимально подобранной терапии — мы стали добиваться, действительно, хороших показателей сахара крови. То есть перед едой уровень гликемии не превышал 6 ммоль/л (чаще всего он был в районе 5-5,8 ммоль/л); через 2 часа после еды — в основном не выше 7 ммоль/л, то есть даже ниже целевого значения (7,5).

Эти результаты пациентка смогла удержать на протяжении 3-х месяцев, после чего мы сделали ей следующий анализ на гликированный гемоглобин, который оказался очень хорошим — 6,1%. Мы провели повторное мониторирование гликемии (CGMS), чтобы убедиться в том, что с вариабельностью уровня глюкозы, которая нас беспокоила, всё в порядке. По данным 4-суточного мониторинга мы увидели, что никаких пиков и падений сахара не наблюдалось.

Таким образом, стало очевидно, что сахароснижающая терапия для данной пациентки подобрана идеально, и ей следует соблюдать её далее.

Сейчас прошло уже около полугода, и мы видим, что «сахара» у пациентки стали даже ещё лучше, чем в первое время. Показатели гликемии в течение дня — от 4,5 до 6-6,3 ммоль/л (даже после еды!). До изменения образа жизни вес у женщины был 91 кг, спустя 3 месяца — уже 82 кг; в последнее время она похудела ещё на 3 кг. Что не менее важно — объём талии у неё уменьшился на …12 см, это говорит о том, что мы достигаем цели — убрать именно абдоминальное, самое опасное, ожирение, располагающееся в районе талии.

Подчеркну, что пациентка не сидела ни на каких строгих диетах, она питалась сбалансировано, как уже говорилось выше, 6 раз в день, принимая и углеводы, и белки, и жиры. Её мотивация остаётся на высоте — она по-прежнему ведёт дневник питания (к сожалению, многие пациенты, добившись какого-то результата, оставляют это занятие, и тогда происходит обычно срыв, повторный набор веса, а показатели сахара крови ползут вверх); она каждый день, в любую погоду, выходит на прогулку и, соответственно, продолжает назначенную терапию.

Исповедь Г.В.:

- Диабет у меня выявили в апреле 2008 года прямо в кабинете доврачебного осмотра — сахар крови оказался 12,6 ммоль/л — и направили к эндокринологу. Только лечиться у меня не было ни времени, ни желания. У мужа тогда был диагностирован рак, и я ухаживала за ним; за полтора года он «сгорел», и я впала в полную апатию.

Когда 31 июля 2009 года я впервые оказалась в кабинете Екатерины Владимировны, мой сахар крови был равен 17 ммоль/л, а гликированный гемоглобин — 12,9%! Доктор взяла меня в «оборот». Я сама по профессии медсестра, вначале работала с эндокринологами, потом 12 лет отработала в поликлинике (это уже потом, когда двое моих сыновей стали подрастать, пошла на завод по снабжению). Словом, я понимала, что в отношении моего здоровья нужны кардинальные меры, и доктор настояла на них.

Вначале были инсулины, потом — таблетки (метформин, а с 19 сентября — и новый препарат Галвус); и наконец, полное изменение стиля жизни. Благодаря здоровому рациональному питанию мне удалось значительно снизить вес, чему я очень рада. Кстати, и сыновей приучаю к такому столу, и им нравится; Екатерина Владимировна говорит, что такое питание полезно для всех членов семьи. Доктор наша очень требовательна, досконально изучает мой дневник питания, если что не так — критикует, так что стараюсь её не подводить. Из физических нагрузок — обязательные регулярные прогулки. Вот только хобби у меня — художественная вышивка, а она, сами понимаете, требует сидения…

Могу сказать, что подобранная мне терапия — явно на пользу: сахар крови в норме, настроение отличное. И ещё такое моё наблюдение: препарат Галвус снижает аппетит и явно помогает улучшить качество моей жизни.

…И снова комментарий врача:

- В связи с тяжёлыми семейными обстоятельствами пациентка не лечилась и не обращала на себя никакого внимания в течение года от момента выявления заболевания. И когда минувшим летом сыновья её просто привезли ко мне и сказали «сделайте что-нибудь!», она находилась в депрессии; у неё были слабость, высочайшие «сахара» (в течение дня — около 20 ммоль/л), полностью нарушен липидный обмен. Пациентка плакала, не веря, что можно что-то изменить…

Учитывая столь высокий сахар крови, я решила назначить ей на первое время, в течение месяца, интенсивную инсулинотерапию. Так как в больницу ложиться она категорически отказалась, то мы с ней договорились так: вот есть у нас месяц, и если за этот срок что-то получится, тогда всё хорошо, если нет — тогда как бы можете плакать дальше; но за этот месяц нужно досконально выполнять все рекомендации врача. И она согласилась.

Месяц она была на интенсивной схеме инсулинотерапии, и буквально в ближайшие несколько недель «сахара» нам удалось нормализовать. И когда гликированный гемоглобин у пациентки снизился с 12,9 до 8,9%, мы решили, конечно, после полного обследование и убедившись, что у неё хватает своего собственного инсулина, учитывая также её абдоминальное ожирение и оценивая всю клиническую картину, перейти от инсулинотерапии к таблетированной сахароснижающей терапии.

Был назначен метформин 3 раза в день. Посмотрев на этом фоне уровень сахара (он не достигал целевых значений) и проведя опять же постоянный мониторинг гликемии (она оказалась в среднем 7-12 ммоль/л в течение суток), мы решили добавить к этой терапии Галвус — два раза в день, утром и вечером.

И тут же спустя буквально пару недель мы увидели хорошие результаты! Пациентка порой даже звонила мне рано утром в панике и сообщала, что у неё сахар крови 4,8 ммоль/л — так не «гипо» ли это? Я успокаивала, что это нормальный сахар здорового человека. Та, видимо, считала, что таких цифр просто не может быть, потом уже привыкла…

Но опять же хочу подчеркнуть: эта пациентка постоянно соблюдала индивидуально рассчитанный мной для неё план питания; это отнюдь не голодание, а просто дробное регулярное питание, где присутствовали в определённом соотношении и сложные углеводы, и белки, и жиры. Плюс у неё была регулярная физическая активность — ежедневные прогулки не менее часа в день. То есть, что очень важно, необходим комплексный подход. Нельзя просто купить таблетки в аптеке, их пить и больше ничего не делать, а потом заключить, что лекарство-то плохое, совсем не работает.

В результате всех принятых мер мы достигли с данной пациенткой оптимальных показателей: даже через 2 часа после еды уровень гликемии не превышает 6-6,3 ммоль/л; гликированный гемоглобин, чему мы также были очень удивлены и, конечно же, рады, — 5,3%; в ходе проведённого суточного мониторирования сахара крови гипогликемии не были зафиксированы ни разу! Она сбросила, что не менее важно, лишний вес: было 92 кг, когда пришла; через 4 месяца стало 78 кг; окружность талии уменьшилась более чем на 10 см. Она словно стала заново жить и …улыбаться, следить за собой и радоваться обновкам в гардеробе. На протяжении более полугода она продолжает вести дневник питания, 3-4 раза в день измеряет сахар по глюкометру…

Вместо заключения

- На примере этих двух пациенток хочу отметить: не надо доводить себя до такого состояния, как произошло это у них, — констатирует доктор. — Нужно заниматься лечением диабета тогда, когда сахарный диабет только диагностирован. И лечиться следует с помощью современных высокоэффективных средств, которые теперь стали доступны и в России.

Сейчас Екатерина Владимировна под руководством своего научного руководителя профессора А.С.Аметова работает над кандидатской диссертацией по теме: «Роль инсулинотропных пептидов в управлении сахарным диабетом 2 типа».

Как известно, поясняет она, при диабете 2 типа наблюдается достоверное снижение уровня инсулинотропных пептидов, нарушение инкретинового эффекта в ответ на поступление углеводов и ряда других веществ, происходит также дисбаланс в соотношении инсулин/глюкагон, со сниженной секрецией инсулина и избыточной секрецией глюкагона в результате нарушения функции как альфа-, так и бета-клеток поджелудочной железы.

Ингибиторы ДПП-4, к которым принадлежит и вилдаглиптин, — принципиально новый класс сахароснижающих препаратов. Их основное действие нацелено на повышение активности собственных инкретинов организма. Данные препараты повышают уровень эндогенного инсулина в ответ на приём пищи, снижают уровень глюкагона в плазме крови и подавляют глюконеогенез в печени, уменьшая инсулинорезистентность и обеспечивая полноценный гликемический контроль без эпизодов гипогликемии.

- Мы рады, что в нашем лечебном арсенале появился препарат Галвус, — заключает доктор Карпова. — И с нетерпением ждём хороших результатов также от комбинированного препарата ГалвусМет, содержащий 50 мг вилдаглиптина в сочетании с метформином в дозировке 500 мг, 850 мг, 1000 мг в одной таблетке, что еще больше облегчит жизнь пациентам с СД 2 типа.

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости