90 дней, 7 часов, 44 минуты

До всемирного дня диабета!

Формирование рынка здоровых пищевых продуктов

 

Сергеенко В.И., Председатель Комитета ТПП РФ о предпринимательстве в здравоохранении и в медицинской промышленности, выделили 3 группы проблем на пути Функциональных Продуктов Питания (ФПП):

1. Отсутствие нормативно-правовой базы по разработке и регистрации ФПП.
2. Высокая себестоимость ФПП.
3. Отсутствие знаний и навыков у населения как о здоровом питании в целом, так и в ФПП.

Мировой годовой продовольственный рынок составляет около 400 млрд. долларов США, из них 70 млрд. – продажа ФПП.

Д.м.м. Сергеев В.Н. из НИИ Курортологии Минздрава РФ обратил внимание на наличие массовой заболеваемости «лекарственной болезнью», связанной с избыточным назначением лекарственных препаратов по причине беспрецедентном рекламно – информационного  прессинга фармацептической  промышленности. Практически все лекарственные препараты влияют на всасываемость, усваиваемость, обмен биологически активных ингредиентов пищи. Уже давно созрел и перезрел общественный конфликт интересов  фармацептической и пищевой промышленности, за который  расплачивается потребитель. Кроме ГОСТ 52349 – 202005 и ТР ТС последнего времени регламентирующих документов вырабатывалась недостаточно. Если в структуре цены лекарства 80-85 %  от  конечной цены  заложено на продвижение, то допустить такое в структуре цены продовольственного товара не представляется возможным.

Профессор Карагодин В.П. из РЭУ им. Г. Плеханова обратил внимание на барьеры на пути к здоровым продуктам. В 2016 году средний россиянин употребил 58 граммов ФПП, в то время как в Японии 50% продаваемых продуктов питания являются функциональными.

Профессор выделили непреодолимые барьеры на пути к ФПП:

1. Отсутствие реального источника денег для проведения образовательных программ для населения о здоровом питании, что порождает отсутствие спроса на эти товары. 
2. Отсутствие ближайших экономических перспектив роста потребительского спроса населения РФ.
3. Отсутствие возможности оказания государственной поддержки отрасли здорового питания в силу имеющегося дефицита бюджета

Были выделены  также преодолимые барьеры:

1. Совершенствование пищевого законодательства.
2. Информирование населения через этикеточную надпись и рекламу.Более широкое использование добровольной сертификации продуктов с рекомендательными надписями негосударственных некоммерческих организаций.

В своем выступлении врач-диабетолог, Президент МОО «Российская Диабетическая Ассоциация» Богомолов М.В. выделил 7 групп преодолимых барьеров на пути здоровых продуктов

1. Идея и разработка: Противоречия в определениях ТР ТС (022 и 027), например, относительно фруктозы. Не полное соответствие Клинических рекомендаций, Протоколов и ТР ТС, Приказов Минздрава РФ и производственно-технологических и экономических нормативов. Однобокость определения «диабетического продукта», затрагивающего ТОЛЬКО углеводы.  Сложно позиционировать овощи, рыбу, крупы, масла и иные продукты как здоровые нормативно, хотя они такими являются по факту существования. Здоровые продукты – это не только кондитерские изделия. «Продукты» выпали из структуры более общего понятия «питание».

2. Бытовая идеология : Отсутствие систематических представлений о здоровом питании у населения (детский сад, школа, орг.коллективы…). Отсутствие государственной идеологии по работе со СМИ в области здорового питания. Поощрение детей «нездоровыми» продуктами.

3. Высокая   себестоимость «здорового» продукта:  технологии (авторские права), долгая и чрезвычайно дорогостоящая регистрация вплоть до Реестра Роспотребнадзора  служит только для государственных  тендеров,  более дорогие (импортные) ингредиенты,  необходимость использования импортного оборудования не имеющего аналогов в РФ,  этикетка, продвижение, НЕПОНИМАНИЕ потребителем «зачем мне это».

4. Подход сетевого категорийного менеджера: «Дай низкую себестоимость», нужно масштабное производство, узнаваемость продукта. Ответственность ТОЛЬКО за прибыль. Отрицание 1-го закона маркетинга в угоду 2-му.  Сужение ассортимента, ограничение торговых площадей под здоровые продукты, ОТСУТСТВИЕ у сетей ассортимента «здоровой» продукции под СОБСТВЕННОЙ торговой маркой.

5. Статистика:  Кто может сказать: Какой % «здорового хлеба» от общего количества хлеба был продан в 2016-м. Нельзя управлять тем, о чем нет сведений!  ОТСУТСТВИЕ статистики производства «здоровых продуктов» питания из за отсутствия официальных определений терминов для РосКомСтата.  ОТСУТСТВИЕ раздельной статистики производства и реального потребления здоровых продуктов. Кто не видел коробки и корзины с продуктами с резкими запахами рыбы и капусты, выносимые вечером на мусорку из детских садов?

6. Противоречие законодательства практике:  Репрессии загоняют бизнес в тень, но не увеличивают объемы продаж и ПОТРЕБЛЕНИЕ здоровых продуктов. Кнут без пряника не работает: (история с сахаром, ккал).

7. Непубличный делёж копейки из кармана потребителя в структуре цены «здорового» продукта при отсутствии целостного подхода.

Должны соблюдаться ДВА условия успеха здорового продукта:

  • Потребитель должен ХОТЕТЬ его потребить.
  • Потребитель должен иметь ВОЗМОЖНОСТЬ его купить.

Это КЛЮЧЕВЫЕ звенья на пути здоровых продуктов, уцепившись за которые можно вытащить всё тело удава, живущего на шее продавцов и производителей здоровых продуктов питания, включая функциональные продукты.