Формирование рынка здоровых пищевых продуктов
Сергеенко В.И., Председатель Комитета ТПП РФ о предпринимательстве в здравоохранении и в медицинской промышленности, выделили 3 группы проблем на пути Функциональных Продуктов Питания (ФПП):
1. Отсутствие нормативно-правовой базы по разработке и регистрации ФПП.
2. Высокая себестоимость ФПП.
3. Отсутствие знаний и навыков у населения как о здоровом питании в целом, так и в ФПП.
Мировой годовой продовольственный рынок составляет около 400 млрд. долларов США, из них 70 млрд. – продажа ФПП.
Д.м.м. Сергеев В.Н. из НИИ Курортологии Минздрава РФ обратил внимание на наличие массовой заболеваемости «лекарственной болезнью», связанной с избыточным назначением лекарственных препаратов по причине беспрецедентном рекламно – информационного прессинга фармацептической промышленности. Практически все лекарственные препараты влияют на всасываемость, усваиваемость, обмен биологически активных ингредиентов пищи. Уже давно созрел и перезрел общественный конфликт интересов фармацептической и пищевой промышленности, за который расплачивается потребитель. Кроме ГОСТ 52349 – 202005 и ТР ТС последнего времени регламентирующих документов вырабатывалась недостаточно. Если в структуре цены лекарства 80-85 % от конечной цены заложено на продвижение, то допустить такое в структуре цены продовольственного товара не представляется возможным.
Профессор Карагодин В.П. из РЭУ им. Г. Плеханова обратил внимание на барьеры на пути к здоровым продуктам. В 2016 году средний россиянин употребил 58 граммов ФПП, в то время как в Японии 50% продаваемых продуктов питания являются функциональными.
Профессор выделили непреодолимые барьеры на пути к ФПП:
1. Отсутствие реального источника денег для проведения образовательных программ для населения о здоровом питании, что порождает отсутствие спроса на эти товары.
2. Отсутствие ближайших экономических перспектив роста потребительского спроса населения РФ.
3. Отсутствие возможности оказания государственной поддержки отрасли здорового питания в силу имеющегося дефицита бюджета
Были выделены также преодолимые барьеры:
1. Совершенствование пищевого законодательства.
2. Информирование населения через этикеточную надпись и рекламу.Более широкое использование добровольной сертификации продуктов с рекомендательными надписями негосударственных некоммерческих организаций.
В своем выступлении врач-диабетолог, Президент МОО «Российская Диабетическая Ассоциация» Богомолов М.В. выделил 7 групп преодолимых барьеров на пути здоровых продуктов
1. Идея и разработка: Противоречия в определениях ТР ТС (022 и 027), например, относительно фруктозы. Не полное соответствие Клинических рекомендаций, Протоколов и ТР ТС, Приказов Минздрава РФ и производственно-технологических и экономических нормативов. Однобокость определения «диабетического продукта», затрагивающего ТОЛЬКО углеводы. Сложно позиционировать овощи, рыбу, крупы, масла и иные продукты как здоровые нормативно, хотя они такими являются по факту существования. Здоровые продукты – это не только кондитерские изделия. «Продукты» выпали из структуры более общего понятия «питание».
2. Бытовая идеология : Отсутствие систематических представлений о здоровом питании у населения (детский сад, школа, орг.коллективы…). Отсутствие государственной идеологии по работе со СМИ в области здорового питания. Поощрение детей «нездоровыми» продуктами.
3. Высокая себестоимость «здорового» продукта: технологии (авторские права), долгая и чрезвычайно дорогостоящая регистрация вплоть до Реестра Роспотребнадзора служит только для государственных тендеров, более дорогие (импортные) ингредиенты, необходимость использования импортного оборудования не имеющего аналогов в РФ, этикетка, продвижение, НЕПОНИМАНИЕ потребителем «зачем мне это».
4. Подход сетевого категорийного менеджера: «Дай низкую себестоимость», нужно масштабное производство, узнаваемость продукта. Ответственность ТОЛЬКО за прибыль. Отрицание 1-го закона маркетинга в угоду 2-му. Сужение ассортимента, ограничение торговых площадей под здоровые продукты, ОТСУТСТВИЕ у сетей ассортимента «здоровой» продукции под СОБСТВЕННОЙ торговой маркой.
5. Статистика: Кто может сказать: Какой % «здорового хлеба» от общего количества хлеба был продан в 2016-м. Нельзя управлять тем, о чем нет сведений! ОТСУТСТВИЕ статистики производства «здоровых продуктов» питания из за отсутствия официальных определений терминов для РосКомСтата. ОТСУТСТВИЕ раздельной статистики производства и реального потребления здоровых продуктов. Кто не видел коробки и корзины с продуктами с резкими запахами рыбы и капусты, выносимые вечером на мусорку из детских садов?
6. Противоречие законодательства практике: Репрессии загоняют бизнес в тень, но не увеличивают объемы продаж и ПОТРЕБЛЕНИЕ здоровых продуктов. Кнут без пряника не работает: (история с сахаром, ккал).
7. Непубличный делёж копейки из кармана потребителя в структуре цены «здорового» продукта при отсутствии целостного подхода.
Должны соблюдаться ДВА условия успеха здорового продукта:
- Потребитель должен ХОТЕТЬ его потребить.
- Потребитель должен иметь ВОЗМОЖНОСТЬ его купить.
Это КЛЮЧЕВЫЕ звенья на пути здоровых продуктов, уцепившись за которые можно вытащить всё тело удава, живущего на шее продавцов и производителей здоровых продуктов питания, включая функциональные продукты.