202 дней, 20 часов, 20 минуты

До всемирного дня диабета!

Научите учителя

Но во много раз больше тревог по поводу школы у родителей, чьи дети больны сахарным диабетом. Нелегкие вопросы появляются на каждом шагу, особенно если ребенок заболел совсем недавно.

Как совместить диабет и школу? Что делать, чтобы уровень сахара в течение всего учебного дня оставался нормальным, а отношения с учителями и одноклассниками – хорошими?

Я  мечтала, чтобы сын учился в элитной английской спецшколе, которую в свое время закончили мы с братом, – рассказывает Анна, мама девятиклассника Даниила. – Но я боялась, что диабет, которым Даня заболел в шесть лет, может напугать учителей и они будут искать повод избавиться от нас. Поэтому о том, что у сына диабет, знала только директор школы, которая когда-то была моей классной руководительницей. Ради учебы ребенка пришлось оставить работу, ведь первые классы я дежурила у школы, чтобы тайком на переменке сделать сыну укол, измерить сахар, покормить его. Хорошо, что тогда уроков было мало».

Правда, большинство опрошенных мною родителей рассказывают учителям о диабете ребенка. Например, Елена, мама 13-летней Кристины, вспоминает, что в школу, узнав о диагнозе, ее дочь приняли без особой радости. «Мне медсестра сразу сказала, что никаких инъекций она делать не будет. Она, мол, бывает редко, и дел у нее и без нас много, – вздыхает Елена. – Я тоже приходила первое время на переменах, делала уколы, но при этом классная руководительница очень мне помогала. Иногда даже вызывала меня на урок, когда ей казалось, что Кристина как-то не так выглядит».

«Жизненно необходимо, чтобы педагоги знали о диабете у ребенка, – говорит Светлана Соннова, врач и мама двух девочек с сахарным диабетом 1 типа. – Ведь гипогликемия может случиться на уроке, когда просто никто не поймет, в чем дело, и не будет знать, что делать. У нас абсолютно все учителя обеих дочерей были в курсе. И они благодарили за то, что мы предупредили их, рассказали, что делать в случае «гипо». В старших классах я каждому учителю в кабинет привезла по коробке сахара. И при этом дети, конечно, носили с собой соки, глюкагон.

Школа ставит перед семьей ребенка с диабетом несколько серьезных задач. Во-первых, надо как-то совместить учебное расписание с инсулинотерапией и режимом питания.

«Тут многое зависит от того, в каком возрасте заболели дети, – считает педиатр Наталия Евгеньева. – Если это случилось в раннем детстве, то родители берут на себя ответственность за соблюдение всех предписаний врача. И потому такие ребята в школе менее ответственны, по-прежнему ждут помощи родных. Если ребенок заболел в восемь лет или позже, то он довольно быстро начинает сам делать инъекции, измерять свои сахара,

считать хлебные единицы. По моим наблюдениям, эти дети более мотивированы на борьбу с диабетом, чем заболевшие очень рано».

Чтобы показатели сахара в крови были хорошими, как показывает практика, лучше, если первый завтрак ребенок съест  дома. Второй – с подколкой инсулина, между занятиями. К сожалению, завтраки, которыми сейчас кормят в младшей школе, чрезмерно переслащены. «У моих детей после этих завтраков очень часто бывали повышенные сахара», – замечает доктор Соннова. Поэтому лучше в младших классах давать с собой ту еду, хлебные единицы в которой уже посчитаны взрослыми. Это может быть, например, бутерброд или яблоко.

«Главное во время школьных занятий – постоянно держать связь с ребенком, – советует Светлана Соннова. – Мне дочери всегда присылают эсэмэски с сообщением о том, какой у них сахар, сколько единиц укололи. При этом старшая уже ездит далеко в университет, и, слава Богу, никаких происшествий, связанных с диабетом, за все годы учебы не было ни у нее, ни у младшей.

Педагоги вашего ребенка должны понимать, что ему нужно делать инъекцию инсулина и принимать пищу в определенное время – независимо от того, в каких обстоятельствах он находится (в классе, на экскурсии или на экзамене). Задача родителей – как можно яснее донести эти принципы жизни с диабетом до учителей.            

И конечно, следить за тем, чтобы у ребенка всегда были с собой глюкометр, инсулин и еда.

«Бывают застенчивые ребята, которые стесняются лишний раз привлекать к себе внимание, отпрашиваясь в туалет или доставая перекус, даже если они чувствуют приближение гипогликемии, – рассказывает Наталия Евгеньева. – И тут перед родителями встает второй тип проблем, связанных с диабетом, – психологические. Особенно тяжело приходится ребятам, которые заболели недавно. Жизнь по новым правилам – с ежедневными уколами инсулина, регулярным измерением сахара, ограничениями в еде – кажется им страшной. И непонятно, как воспримут их состояние ровесники. Тут крайне важна поддержка родных, друзей, учителей. Необходимо, чтобы ребенок был вовлечен в жизнь класса, чтобы он чувствовал себя нужным и важным.

Постепенно дети привыкают к новому образу жизни в школе. При этом младшим школьникам крайне важно, чтобы учителя и ребята спокойно, с пониманием воспринимали особенности их поведения, связанные с болезнью. Куда сложнее с детьми постарше. В подростковом возрасте они часто начинают бунтовать не только против контроля родителей, но и против самой судьбы. Они словно пытаются проверить возможности своего организма, словно надеются, что отрицанием смогут избавиться от болезни. Подростки с диабетом нередко начинают экспериментировать с алкоголем, не соблюдают диету, забывают или специально не делают уколы. А ведь в этом возрасте и так происходит перестройка всех систем, и организму приходится очень нелегко. Поэтому именно у подростков нередко возникают поздние осложнения диабета.

«Чтобы этого не произошло, у нас шли бесконечные беседы, – вспоминает Светлана Соннова. – Мы без критики, спокойно и трезво обсуждали все проблемные моменты. Если у кого-то из дочерей были плохие сахара, мы всей семьей искали причины, почему это произошло».

Говорить или нет о диабете одноклассникам – еще одна сложная «школьная» задача. Мудрые родители считают, что лучше пусть данный вопрос решают сами дети.

«У моей старшей дочери о ее болезни знают только самые близкие друзья, – продолжает Светлана Соннова. – А вот у младшей – весь класс. И все относятся с пониманием и поддержкой». Тут важно, как сам ребенок воспринимает свою болезнь. Если стесняется, стыдится, то и окружающие будут как-то не так реагировать на это заболевание.

Светлана вспоминает, что недавно ее младшая дочь Соня вместе с подружками пошла в кафе, а там выяснилось, что она забыла инсулин дома. Пока Соня ходила за ним, девочки решили ждать ее, из солидарности не притрагиваясь к заказанным блюдам.

«Замечал, что у многих родственников возникает очень сильное чувство вины из-за того, что их ребенок заболел, – говорит врач-эндокринолог Александр Пархоменко. – Поймите, возможность заболеть диабетом есть у 30% людей в мире. А заболевает им где-то 3–6%. На то, будет у человека диабет или нет, влияет огромное количество внешних обстоятельств, специфических изменений иммунитета и пр. Так что можно сказать, что сахарный диабет у вашего ребенка – это воля случая. И основной принцип воспитания таких детей ничем не отличается от общего правила: давайте ребенку больше заботы и внимания, а не жалости и вседозволенности».

10  советов родителям

телю о диабете. Расскажите о том, что нужно делать в случае гипогликемии: напоить ученика сладким соком или пепси-колой, или дать ему три таблетки глюкозы по 5 грамм. Обычно состояние «гипо» проходит через 10–20 минут. Для закрепления эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь съел: печенье, бутерброд, яблоко. Все это должно быть у него в портфеле.

Объясните учителю, что если больной диабетом ребенок после гипогликемии решил поесть в столовой или дома, то отпускать его можно только с сопровождающим.

Обязательно расскажите учителям, что делать, если ребенок все-таки потерял сознание: немедленно позвать медсестру и вызвать скорую. И ни в коем случае нельзя вливать больному в рот какой-то напиток – ребенок может просто захлебнуться.

Объясните ребенку, что для сохранения его жизни ему лучше сообщать окружающим (или хотя бы учителям) о диабете. Лучше рассказывать кратко, без подробностей, делая упор на том, «как поступить, если мне будет плохо».

Пусть ребенок носит с собой в школу, на дополнительные занятия и сахар (лучше сахарный песок в небольших, одноразовых упаковках), и глюкагон, и сок.

На физкультуру ребенку надо дополнительно давать какой-нибудь сок или еще что-то сладкое. Расчет обычный, как на любую физическую активность: 1 ХЕ на полчаса упражнений. А вот на лыжных занятиях или в бассейне лучше, если ребенка будет сопровождать кто-то из родных. Ведь учитель или тем более ученики не всегда могут заметить изменившееся состояние такого ребенка.

Больной диабетом ученик имеет право на дополнительный выходной день. При необходимости он может не посещать школу в какой-нибудь будний день. Если нужно, такой ребенок имеет право обучаться на дому.

Ребенок с диабетом может быть освобожден от экзаменов – от всех или частично.

Несмотря на свое заболевание, ребенок с диабетом может и должен участвовать в обычной жизни класса. Психологически комфортная среда – один из важных факторов поддержания здоровья.

Обязательно почаще обсуждайте с ребенком, как важен самоконтроль диабета и как часто необходимо измерять сахар крови в школе и при физических нагрузках.

Источник: официальный сайт журнала