208 дней, 22 часов, 58 минуты

До всемирного дня диабета!

ОБРАЗ ЖИЗНИ - Иван Щеблыкин. Билл Карлсон - Железный человек

Многие из наших читателей наверняка помнят то время и те возможности, которые были у людей с диабетом. Скорее, и не возможности даже, а одни запреты и ограничения… Достаточно сказать, что шприц–ручки появились только через три года, а о домашних глюкометрах мы узнали в начале 90–х. Но сейчас совсем другое время, и диабет, можно сказать, вполне подружился со спортом.

Триатлон «Железный человек» является, наверное, самым сложным видом марафонских состязаний. Он состоит из плавания, велогонки и легкоатлетического забега, как и обычный триатлон, но с той лишь разницей, что дистанции увеличены в 2 с лишним раза. Все три этапа следуют один за другим непрерывно.

Сейчас уже многие диабетики прошли этот супертест на физическую выносливость. Язык не поворачивается назвать их людьми с ограниченными возможностями. Нужно иметь железное здоровье, упорство и волю, чтобы стать «Железным человеком»!

Даже обычный триатлон предъявляет к спортсмену очень жесткие требования, определяемые, прежде всего, различными физическими качествами, необходимыми для успешного выступления в таких видах спорта, как плавание, велосипед и бег. Триатлонист должен быть «атлетом широкого профиля».

А чтобы получить звание «Железный человек», необходимо проплыть 3,9 км, затем проехать на велосипеде 180 км и потом еще пробежать марафон 42 км. Вот такая программа... Часов на 10−12 непрерывной работы.

 

ПУТЬ К МЕЧТЕ

 

 

Почти каждый день Билл Карлсон просматривал сообщения, посвященные триатлону «Железный человек», и мечта пройти грандиозное испытание запала в его сердце. Ни один человек с диабетом еще не отваживался на такое, и Билл захотел это изменить.

Огромное желание осуществить свою мечту заставило Билла примерно на год забыть обо всем, кроме постоянных тренировок. Правдами и неправдами, между работой и занятиями в университете он находил время, чтобы каждую неделю проезжать на велосипеде по 150 миль, пробегать по 40 миль и проплывать по 5 миль. «У меня не хватало времени даже для сна, меня трижды выгоняли с работы, − вспоминал Билл. – Но когда ты столько тренируешься, невозможно сконцентрироваться на чем–либо другом».

От себя добавлю, что, видимо, до того, как Билл решил готовиться к триатлону, у него был уже огромный опыт занятий спортом. Даже по собственной практике могу сказать, что просто так вдруг начать такие объемные тренировки невозможно. Необходимо поддерживать себя каждый день. Мой тренер по лыжам постоянно повторяет, что уже через 3 дня отдыха тонус и масса мышц начинают падать.

Объем тренировок постепенно возрастал. Билл бегал свои тренировочные дистанции с разной скоростью, увеличил себе задание по плаванию до 10 миль в неделю, а объем велотренировок уже достигал 60 миль в день: 3 раза по 20 миль. После каждого 20–мильного круга (это примерно час езды) Билл измерял сахар крови и делал другие необходимые тесты для проверки эффективности тренировок. Чтобы сделать инсулинотерапию точно дозируемой, он под контролем своего врача перешел на использование инсулинового насоса во время длительного бега и велотренировок.

 

 

ОН СДЕЛАЛ ЭТО!

 

Соревнования проходили на Гавайях 22 октября 1983 года. Билл чувствовал себя физически и морально готовым, чтобы преодолеть все. В 7 часов утра стартовый пистолет известил о начале состязания, и Билл вместе с 959 другими участниками бросился в сверкающие воды океана.

Ему понадобилось 68 минут, чтобы проплыть дистанцию в 3,9 км. Он вышел из воды, проверил сахар крови, переоделся и пустился в велосипедную гонку.

Билл ехал при 32–градусной жаре и очень сухом ветре в 20 м/сек. Ему пришлось закрепить под велосипедной майкой намоченные в воде губки и постоянно пить, чтобы избежать обезвоживания и перегрева организма. Во время 7–часового велопробега Билл определял сахар крови 5 раз, причем однажды − не слезая с велосипеда и не переставая крутить педали!

Велосипедный этап закончен. Проверка сахара, переодевание, массаж ног − и снова в путь, но уже бегом. Чтобы избежать гипогликемии и обезвоживания во время 42–километрового пробега, Билл регулярно пил специальное питье с большим количеством углеводов. Спустя 5 часов и 6 минут Билл пересек финишную черту и упал в объятия своей семьи и друзей. Его суммарное время было 13 часов 20 минут.

Билл не выиграл соревнование, но он сделал то, что хотел. Он доказал, что при соответствующей тренировке и подготовке человек с диабетом может успешно участвовать даже в таких сверх тяжелых спортивных состязаниях.

“Я чувствовал себя великолепно в течение всей гонки, и у меня не было никаких проблем, связанных с диабетом, – говорил Билл. – У меня не было сомнений, что я смогу закончить гонку, и я получал огромное удовольствие, делая это. Я хочу показать, что человек с диабетом может делать все!».