203 дней, 9 часов, 12 минуты

До всемирного дня диабета!

Откровения доктора Вима

Потом так же подробно и искренне отвечал на мои вопросы, хотя его уже давно ждали в ресторане. «Разговор с журналистами для меня всегда важнее, – объяснил Вим. – Вдруг мои слова, мой опыт будет полезен кому-нибудь из читателей».

Сейчас мне 74 года, – с трудом пересев со скутера за стол, начал доктор Вим. – Заболел же я сахарным диабетом в 13 лет. Думаю, так на моем здоровье отразилась война. Когда мне не было и семи, меньше чем в километре от моего дома сильно бомбили. Погибло много людей, в том числе мои приятели. Еще той зимой несколько месяцев просто не было еды. Мы, дети, выковыривали из мерзлой земли луковицы тюльпанов и жевали их. Многие мои знакомые умерли в то время. И ведь весь этот ад устроили люди! Тогда я потерял веру в доброту людей. А когда в 1951 году врач, который выявил у меня диабет, сказал, что излечения от этой болезни нет, я потерял доверие и к врачам...

Неужели до сих пор не доверяете людям в белых халатах?

Вера во врачей вернулась. И довольно скоро, в 19 лет. Тогда я крайне тяжело заболел гриппом. Мне уже сказали, чтобы я попрощался с родственниками. Но все равно забрали в больницу и лечили. Хотя, повторюсь, я был очень плох. В общем, только благодаря врачам я выжил.

Сами не захотели стать эндокринологом?

Я выбрал родственную профессию, решил посвятить жизнь биохимии. Мне было интересно, как это все работает – как различные вещества влияют на организм, на возникновения различных заболеваний. Надо сказать, именно тогда я столкнулся с дискриминацией: после института меня не хотели брать на работу из-за того, что у меня сахарный диабет. Думали, что из-за этого у меня не все в порядке с головой. Мне повезло: мой научный руководитель, у которого я делал диссертацию, поручился за меня. Сказал, что я очень умный юноша, и только тогда я получил работу.

Получается, вы его не подвели…

Надеюсь, можно так сказать, – улыбается Вим. – В итоге я стал директором крупного исследовательского института – Центра лабораторных прикладных химических исследований в Голландии. Под моим руководством трудилось около 2050 человек. Когда вышел на пенсию, мне предложили возглавить диабетический союз в нашей стране. Сказали: «У тебя есть опыт, ты должен послужить пациентам с диабетом». Когда я начинал работать в этой ассоциации, в нее входило 10 тысяч человек. А сейчас – более 60 тысяч. И мы очень влиятельное объединение в нашей стране. Но я не могу сидеть спокойно: вот теперь работаю в международной организации. Знаю, что до сих пор в разных странах существует некоторая дискриминация людей с диабетом. И я по мере своих сил стараюсь с этим бороться.

Расскажите о результатах международного исследования DАWN, которое проводилось компанией «Ново Нордиск» вместе с Международной диабетической федерацией (IDF) и Международным экспертным советом.

Для меня были крайне важны результаты, полученные в крупномасштабной программе DАWN (Диабет: отношение, желания, нужды), которая началась еще в 2001 году. Так, более половины опрошенных в данном исследовании людей с диабетом признали, что, несмотря на доступность эффективных методов лечения, не достигают хорошего уровня здоровья и качества жизни. С другой стороны, более половины опрошенных врачей-диабетологов считают, что они не в состоянии оказать полноценную психосоциальную поддержку своим пациентам. По моему мнению, эта статистика ставит серьезную задачу перед всем мировым сообществом: нам важно перестроить всю систему диабетической помощи в мире, чтобы уменьшить негативное психологическое бремя диабета. Сейчас, кстати, начинается новое  крупное исследование DАWN-2. Эта программа постепенно расширяется, теперь в нее входит и Россия.

К каким еще выводам вы пришли, изучая результаты данного исследования?

Мы много работаем над тем, чтобы жизнь людей с диабетом изменилась к лучшему. Но не надо забывать и о том, что каждый из нас ответственен за состояние своего здоровья. Вы ответственны за ваши ноги. Поэтому каждый день вы должны тщательно их осматривать. Вы ответственны за состояние ваших глаз,  почек. Можно многое делать на уровне общества, но если люди не хотят лечиться,  что тут сделаешь?!

Знаю, что вы активно выступаете на ТВ, в прессе и Интернете.

Да, я всеми возможными средствами стараюсь достучаться до людей. Коммуникация очень важна – чтобы люди с диабетом понимали, что они не одиноки, что с этим недугом можно жить. Кстати, каждое воскресенье я веду колонку в крупной газете, где я критикую наше министерство здравоохранения. К сожалению, каждую неделю находится повод покритиковать его работу. Еще я работаю по поручению Европейского медицинского агентства, которое занимается регистрацией новых препаратов. Поэтому я, как независимый представитель общественности, вовлечен в обсуждение клинических результатов их исследований.

Пользуетесь ли различными техническими новинками для людей с сахарным диабетом?

Конечно, у меня, например, стоит инсулиновая помпа, – Вим тут же достает из кармана маленький приборчик и с удовольствием рассказывает, как он работает. – У меня каждые пять минут измеряется уровень глюкозы. На мой взгляд, это очень удобно и позволяет добиваться хороших значений гликированного гемоглобина.

Философы считают, что у любого явления есть свои плюсы и минусы. Исходя из этого постулата, что положительного принес в вашу жизнь диабет?

Трудно ответить на ваш вопрос, ведь дольше, чем сахарным диабетом, я болею астмой. А это заболевание  по-моему требует еще большей самодисциплины, чем диабет. К тому же при астме нельзя предсказать, что будет дальше, – Вим немного помолчал, потом с грустью добавил. – Буду с вами откровенен. Я был женат. У меня двое взрослых детей, четверо внуков – в общем, семья, как в сказке. Но когда лет двадцать пять назад моя нейропатия в ногах (знаете, такая очень сильная боль, судороги) стала проявляться так сильно, что я не мог нормально спать, моя жена ушла в другую спальню. Это было сложно психологически – привыкнуть к тому, что рядом пустая подушка... В общем, сейчас я в разводе. И считаю, что в этом виноват диабет.

Да уж, наши недуги – серьезное испытание не только для нас, но и для наших близких. Вим, что вы хотели бы сказать людям, у которых сахарный диабет?

Во-первых, не скрывайте свой диагноз. Главное – принять свой диабет как данность. Жизненное спокойствие в молодости начинается с того, что ты говоришь себе: да, у меня диабет, но это не помешает мне общаться, дружить, стать тем, кем я хочу. Во-вторых, не замыкайтесь на своей болезни. Жизнь так многогранна! Ищите применение своим силам и талантам,  и это поможет вам радоваться этому миру. И обязательно контролируйте состояние своего здоровья.

Справка «DL»

Dr. W.H.J.M. (Wim) Wientjens /Вим Винченс/ родился в 1937 году.

С 1951 года болен сахарным диабетом 1 типа.

Доктор наук в области биохимии. Много лет работал директором Университета в Лейдене (Нидерланды). Офицер Ордена Оранских–Нассау.

Вице-президент Голландской Диабетической Федерации медицинских работников и людей с диабетом с 2000 года.Вице-президент Международной Диабетической Федерации

IDF-Global на 2006-2012 гг.

Источник: официальный сайт журнала