229 дней, 14 часов, 8 минуты

До всемирного дня диабета!

ПРОЕКТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Людмила Марушкевич. Время узнавать и удивляться

«Мамину школу» вели: руководитель проекта, педагог Людмила Павловна Марушкевич; детский врач–эндокринолог Людмила Сергеевна Вязова; медсестра и воспитатель Елена Леонидовна Карас.

Когда этот номер журнала выйдет из печати и отправится к подписчикам, пройдет уже третий семинар для родителей. Проект набирает силу и совершенствуется! А его организаторы накапливают опыт работы с необычными учениками.

Как ни покажется странным, но работать с родителями малышей намного сложнее, чем с детьми школьниками. Мамы, как правило, перегружены теоретическими знаниями о диабете, но извлечь необходимое для практического применения затрудняются. У каждой имеется своя «система быстрого реагирования» на всевозможные нестандартные ситуации. Все, что не укладывается в рамки этой системы, вызывает у них недоверие, сомнение, протест.

На семинаре взамен этой «системе быстрого реагирования» предлагалась система качественного контроля за диабетом, которая значительно облегчает жизнь и детям, и взрослым. Освоив эту систему, родители смогут убедиться на собственном опыте, что все непонятное, пугающее, не поддающееся коррекции на самом деле объяснимо и предсказуемо. В этом плане наука управления диабетом в чем–то сродни математике.

Вообще моя высшая цель – убрать ореол болезни, а уж тем более статус инвалидности из подсознания детей с диабетом. Их жизнь может быть такой же полноценной, интересной, насыщенной, успешной, как у всех остальных. Поэтому наша школа, кроме учебы, всячески поддерживает стремление родителей дать детям правильное воспитание и развитие.

«Мамина школа» и в этот раз начала свою работу в пятницу, сразу после заезда и расселения. Впереди всего два выходных, а программа большая, поэтому старались зря времени не терять. На первом занятии подарили каждому ребенку глюкометр Finetest и тест–полоски к нему. Подарки сразу же открыли и запустили в эксплуатацию – они ведь и предназначались для активного использования в процессе учебы. Также мамы получили папку со всем необходимым справочным материалом, чтобы дома можно было в любой момент заглянуть и решить возникший вопрос.

Мамы то и дело удивлялись: думали, что знают о диабете почти все, а оказалось, на самое важное не обратили внимание, упустили из виду. Например, сахар крови следует измерять не тогда, когда вздумается, а в строго определенное время относительно приема пищи. И только тогда результаты измерений позволят принимать правильные решения. А сколько обнаружилось ошибок при подсчете ХЕ! Увы, ни одна из мам представления не имела о хлебном факторе, с помощью которого так удобно и просто рассчитывать дозу инсулина для еды.

Все три дня семинара детям проводился многократный контроль гликемии. Результаты измерений разбирали очень дотошно, чтобы родители поняли: в диабете на каждое следствие есть своя причина. Но в погоне за нормальными сахарами нельзя закрывать ребенка в «золотой клетке», содержать в тепличных условиях. Вот здесь, например, дети много бегали, дурачились, играли в снегу, плавали в бассейне. Но взрослые вели строгий учет и нагрузкам, и съеденным углеводам. И никаких проблем!

Кстати, обязательные дольки шоколада перед бассейном привели некоторых мам в шок – они вообще не знали, что перед физической нагрузкой необходимы медленные углеводы.

Стоит откровенно признать, что желание отцов приехать на семинар, конечно, порадовало. Мамы с детьми приглашались бесплатно, а папы за путевки должны были заплатить. Но одни очень заинтересованно вникали во все проблемы, а другие, как оказалось, приехали только отдохнуть. Может быть, стоит обсудить эту тему наследующем семинаре…

Всего два дня с хвостиком, но не скажешь, что они пролетели незаметно. Наоборот, были так насыщенны, что показались длиной в целую неделю. А на прощанье дети показали небольшой концерт – рассказывали стихи, пели песни. И получили на память игрушки и книжки.

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «МАМИНА ШКОЛА»

Инна КЛИШИНА, г. Минск.

Раньше я была убеждена, что осталась один на один с диабетом дочери. Прошлой зимой Майя потеряла папу, а я – мужа. Умер от пневмонии после гриппа. А вскоре у Майи обнаружили диабет. С тех пор, я думаю, в нашей жизни не было ничего такого же светлого, интересного, вдохновляющего, как поездка в «Зеленый бор».

Школа была очень короткой, но главное мы усвоили.

Правда, сначала я вообще не понимала, для чего это нам нужно, сомневалась, нервничала. Но потом все в голове улеглось, я и во всем разобралась.

Та система, которой нас обучили, оказалась очень проста. С помощью ХЕ–фактора легко подбирать дозу инсулина на еду, а с помощью корректирующих коэффициентов легко убираются высокие сахара. Нам понадобилось всего несколько дней для подбора ХЕ–фактора, и сейчас сахара, которые я вижу на глюкометре, мне очень нравятся.

ХЕ–фактор и таблица корректировки очень облегчили жизнь нашей бабушке. Она теперь сама быстро и уверенно считает дозу. Раньше, когда надо было кормить Майю, всегда мне на работу звонила, уточняла, а если не дозвонится – сидит и ждет.

А вот еще одно маленькое новшество в нашей жизни: как только мы приехали домой, у нас появилась бутылка для использованных тест–полоски иголок. Ведь это так элементарно и гигиенично, но почему–то сами до этого не додумались.

Всегда интересно, а как в других семьях живут дети с диабетом, как там родители решают те же проблемы? Поэтому для меня было очень ценным общение с остальными участниками проекта. А когда вернулась домой, позвонила своей знакомой в Солигорск – мы с детьми в больнице вместе были. Рассказала ей о поездке, о новой системе. Татьяна тоже рассчитала для своего сына ХЕ–фактор и таблицу. Говорит, что ей стало намного легче.

Очень благодарна организаторам проекта!

Наталья ПАВЛЮЧЕНКО,

г. Новогрудок:

– Когда мне отмечали 30–летие, друзья без конца поднимали тосты за нашу сложившуюся, благополучную жизнь. Так оно и было: подрастают здоровые сын и дочь, есть надежная, постоянная работа, хороший муж, несмотря на все трудности, мы построили свою квартиру. Внезапно наша Влада заболела диабетом – и мир перевернулся.

Первый год было очень трудно, часто сахара были просто неуправляемые, непредсказуемые. Преодолевая депрессии, я искала ответы на все свои вопросы в литературе, в Интернете. Пришлось даже вернуться в отпуск по уходу за ребенком до трех лет, хотя уже почти год как вышла на работу.

Чувство вины перед ребенком теперь постоянно присутствовало в нашей семье – ведь мы не могли купить Владе конфеты, пирожное, даже фрукты. Все это старались компенсировать игрушками, книгами. Маленькие дети хорошо чувствуют слабые стороны родителей и начинают манипулировать этим. Зная, что сахар поднимается, когда Влада плачет, я не позволяла ее обижать, есть при ней сладкое, всюду ее опекала, думая, что так будет лучше для ребенка. Про детский сад и речи не было.

Так продолжалось до тех пор, пока в больнице мы не познакомились с одной девочкой–подростком. Очень приятная, симпатичная, но всегда без настроения, что, конечно, отражалось на ее сахарах. Не помогали даже подколки. Она злилась, раздражалась. И самое странное было то, что она себя чувствовала больной. Так внушили ей родители.

Однажды я спросила: «У тебя скоро день рождения – как будешь его отмечать? Соберешь друзей?» Девушка очень удивилась: «Какие друзья?! Мы никогда не отмечаем дни рождения. У нас дома не бывает праздников – я же больная!».

И тут я поняла, что мы своей чрезмерной опекой можем сделать из Влады такого же больного человека. Нужно решительно менять отношение к ребенку, а для начала попробовать отдать Владу в детский сад, чтобы она больше времени проводила с другими детьми и от нас поменьше слышала о своем диабете.

Влада долго привыкала к детскому коллективу, ведь до этого она постоянно была только со мной. Но колоть инсулин и считать хлебные единицы я прибегаю в сад сама.

Еще меня долго поражала реакция знакомых, соседей, когда они видели, как на улице Влада играет, носится наравне со сверстниками, или, к примеру, ест мороженое. «Ей же нельзя, она же у вас больная, диабетик!» – приходилось иногда слышать возмущенные реплики «знающих» людей. Но я спокойно отвечала: «Да, у Влады диабет, но она не больная».

Сейчас наш ребенок ничем не отличается от других детей, очень общительная, веселая. И, кстати, легко отказывается от сладостей, если ей кто–то предлагает. И праздники у нас в семье самые настоящие – веселые, шумные и со сладостями. И сахара остаются в норме, а если иногда поднимаются, мы быстро можем их скорректировать.

Семинар, на который нас пригласила Л.П.Марушкевич, был для меня очень полезен, я получила ответы на многие, давно копившиеся вопросы. Владе очень понравилось плавать в бассейне, играть с детьми. Положительных эмоций было столько, что заряд энергии позволил меньше колоть инсулина и съедать что–нибудь вкусное из ранее запретного.

Вернувшись домой я сразу купила электронные весы. Теперь живем по хлебному фактору, как нас научила Людмила Павловна, и за все это время сахар очень редко поднимался выше 10 ммоль/л, а выше 13 не было вообще. Огромное спасибо и низкий поклон организаторам семинара!

Ольга ФЕДОРЧУК,

г.Минск

В «Маминой школе» я получила очень много полезной информации, и теперь у Павлика перестали прыгать сахара. Все показатели на глюкометре – в пределах 3,4–8,8. Ия уже я не боюсь дать ребенку тот или иной продукт.

Паша каждый день вспоминает бассейн, очень ему там понравилось. Теперь будем ходить в бассейн всей семьей.

Хотелось бы, чтобы всех заболевших диабетом детей не оставляли без внимания, помогали научиться правильно жить с этой болезнью. Большое спасибо!