203 дней, 6 часов, 2 минуты

До всемирного дня диабета!

Ситуация на фармацевтическом рынке стала главной темой сегодняшнего заседания правительства РФ

Такой увесистый талмуд под названием «Перечень ЖНВЛП» теперь есть  в каждой российской аптеке — перечень жизненно важных лекарств, который обязаны предоставить по первому требованию любого покупателя. В списках — сотни наименований препаратов: они обязательно должны быть в продаже и на каждый из них указана максимальная возможная цена. Накручивать цены сверх меры — чревато, можно лишиться лицензии. Во много именно благодаря такому вот списку удалось справиться с весенним ростом цен на лекарства. 

Несмотря на скачки валютных курсов, инфляцию, да и просто желание аптекарей извлечь максимальную прибыль, средне-годовой рост цен по данным статистики, в стране составил около 20%. Однако, эта тема по-прежнему не снимается с повестки дня кабинета министров.

«Правительство за последнее время прилагало усилия, чтобы остановить повышение цен на жизненно-необходимые лекарства и сейчас в большинстве регионов цены стабилизировались, хотя, конечно, проблемы есть и их нужно видеть, ими нужно заниматься. Важно систематически контролировать ситуацию, и, конечно, продолжать совершенствовать механизмы ценообразования», — сказал Дмитрий Медведев.

Идея о том, что рынок возьмёт, и сам всё отрегулирует, так и не оправдалась: в среднем на 800 жителей России сегодня приходится одна аптека, это — самый высокий показатель в мире. Для сравнения, в той же Германии одна аптека приходится на 3,900 человек населения, в Великобритании на 3,800, а в США — на 4,500 человек населения приходится всего одна аптека.

Вот только, несмотря даже на жёсткую конкуренцию, цены в нашей стране на препараты, не относящиеся к списку жизненно важных, по-прежнему остаются довольно высокими. Добиваясь увеличения прибыли мелкие продавцы всё чаще объединяются, договариваются о выгодных ценах, предлагают покупателям дорогие препараты даже при наличии более дешёвых и не менее эффективных аналогов.
 
«Вот есть препарат, стоимостью в 10 рублей, а есть — стоимость в 100 рублей. И на этот и на тот препарат — одинаковая наценка в 10%. Понятно, что в абсолютном выражении аптека больше получает прибыли от работы со сторублёвым препаратом. Поэтому она убирает с полки дешёвый препарат. За последние 3 года доля дешёвого ассортимента стоимостью до 50 рублей «вымылась» с фармацевтического рынка кардинально!», — говорит Давид Мелик-Гусейнов, Директор центра Социальной Экономики.