209 дней, 23 часов, 32 минуты

До всемирного дня диабета!

Диадепрессия: Депрессия: медленно «запрягает», но быстро «едет»…

 У детей свои проблемы  

Заболевшие сахарным диабетом маленькие дети воспринимают свою болезнь с психологических и познавательных позиций, присущих этому возрасту. Необходимость соблюдения диеты, инъекций инсулина, тестов самоконтроля, конечно, усложняют их повседневную жизнь, однако малыши не ощущают болезнь как трагедию, ломающую их будущее и мешающую радоваться позитивным событиям. 
 
В младшем возрасте преобладают такие сопутствующие проявления болезненного процесса, как капризность, плохой сон, ухудшение общего самочувствия, страх перед уколами. Но все эти проявления обычно не воспринимаются ребёнком осознанно — как связанные с сахарным диабетом. Психологическая реакция заболевшего диабетом ребёнка во многом зависит не только от его возраста, интеллектуального развития, характерологических особенностей. Значительное влияние на формирование такой реакции принадлежит поведению родителей, других членов семьи. 
 
Гораздо тяжелее воспринимают случившееся уже умудрённые житейским опытом и хотя бы начальной осведомлённостью о сахарном диабете родители и близкие родственники (бабушки, дедушки). В отличие от ребёнка они осознают, что речь идёт о тяжёлом пожизненном заболевании, которое, в большей или меньшей мере, может негативно повлиять на учёбу, выбор профессии, последующую трудовую деятельность и личную жизнь их наследника. 
По мере взросления у ребёнка постепенно происходит осознанное восприятие и осмысление им своего заболевания, его пожизненного характера. На этом фоне уже в младшем школьном возрасте возникают серьёзные психологические и поведенческие проблемы, связанные с небезосновательным ощущением своего отличия от других детей, необходимостью соблюдать требования, обусловленные характером заболевания. 
 
Иногда, руководствуясь стремлением оградить ребёнка от пренебрежительного отношения к нему и насмешек сверстников, родители скрывают от окружающих наличие у него заболевания диабетом. Это не просто недопустимо, но и опасно. Да и невозможно в условиях школьного «общежития», когда дело касается своевременного приёма пищи, необходимости адекватной помощи в случаях гипогликемических состояний, обоснованного отказа от спортивных соревнований и т.д. 
 
Eдва ли не самый критический возраст, наиболее уязвимый для ранней депрессивной патологии при сахарном диабете, — подростки и молодые люди. Именно в этом возрасте, совпадающем с пубертатом, возникает сложный «комплекс личной неполноценности», обусловленный проблемами диабета. Это мучительные раздумья и опасения, связанные с возможностью нормальной семейной жизни, проблемы профориентации и приобретения желательной специальности, будущее трудоустройство и старт профессиональной деятельности, наконец, взаимоотношения со сверстниками. 
 
Юноши и девушки втягиваются в полосу переживаний и, нередко, разочарований относительно своих текущих и перспективных проблем, их увязки с диабетом. Как правило, такая эмоционально-психологическая реакция особенно тяжела в первые месяцы заболевания. По мере приспособления к изменившемуся образу жизни и повседневным заботам она несколько ослабевает, лишь в редких случаях приводя к развитию стойкой клинической депрессии. 
 

Этот «деликатный» аспект… 

 
Один из объективных поводов для переживаний молодых (и не только) мужчин-диабетиков — это опасение последствий негативного влияния заболевания на эректильную функцию и интимную жизнь. Когда-то давно на советском пространстве можно было услышать крылатую фразу: «Запорожец» (малолитражка) — не машина, диабетик — не мужчина». И хотя ослабление половой функции, действительно, встречается при диабете, столь пессимистический взгляд на перспективу сохранения мужских способностей чрезмерно драматизирован и далеко не всегда оправдан. 
 
Основываясь на статистических данных и врачебных наблюдениях, можно утверждать, что большинство мужчин, заболевших диабетом, создают нормальные семьи, имеют здоровых детей, долгие годы сохраняют физиологическую половую активность. И чем лучше компенсирован диабет, чем тщательнее соблюдаются общие принципы здорового образа жизни, тем большая вероятность благополучия и в этом интимном вопросе. А ежели вспомнить, что всё более возрастает число сравнительно молодых успевающих мужчин, которые вовсе не больны диабетом, но уже в 30-40 лет становятся импотентами, то во многом неоправданный пессимизм большинства мужчин-диабетиков и вовсе излишен. 
Разумеется, из этого не следует, что при необходимости мужчина с СД не должен обращаться к специалистам по вопросу эректильной дисфункции. Современные лекарственные средства и другие методы лечения в этой сфере весьма эффективны и с успехом могут быть применены для больных сахарным диабетом
 
Чтобы не допустить развития депрессии у подростков и молодых людей, заболевших диабетом, чрезвычайно важна продуманная разъяснительная работа с ними о «жизни с диабетом», возможности её успешно сочетать с учёбой и профессиональным ростом, созданием семьи, занятиями спортом… 
 
Здесь очень важен личный пример многих знаменитых людей — актёров, учёных, писателей, политиков, спортсменов, многие годы страдавших диабетом и, невзирая на него, добившихся выдающихся успехов в своей профессиональной и общественной жизни. Среди них, например, изобретатель Томас Эдисон; писатели Эрнст Хемингуэй и Герберт Уэллс; художники Поль Сезан и Ван Гог; актёры и певцы — Фёдор Шаляпин, Элла Фитцджеральд, Людмила Зыкина, Юрий Никулин, Элизабет Тейлор, Шэрон Стоун; спортсмены-олимпийцы — канадский хоккеист, звезда Национальной хоккейной лиги Бобби Кларк, олимпийский чемпион в парной гребле Стив Редгрейв, неоднократный олимпийский чемпион и медалист, пловец Гарри Холл… 
 
«Ведь они смогли преодолеть себя и свою болезнь, — задумывается молодой человек, который только вступает во взрослую жизнь. — Почему же я должен сомневаться и страдать, почему — вопреки своему диабету — не смогу этого добиться я?!» И, тем самым, он делает первый шаг к своей победе. 
 

Как лечить депрессию? 

 
Вопрос этот сложен даже для специалистов. Ведь кратковременные и не сопровождающиеся серьёзными симптомами угнетённые состояния далеко не всегда требуют медицинского лечения. 
В большинстве случаев у людей с нормальной психикой грусть, неадекватные реакции, утрата аппетита, растерянность, страх перед неожиданно возникшими бытовыми и другими проблемами — это естественная реакция на вызвавшие их события (смерть или тяжёлое заболевание близкого человека, конфликты в семье, служебные неприятности, проблемы с трудоустройством и т.п.). Между тем при дружеском отношении окружающих, их психологической и моральной поддержке острота реакции на вызвавшие её события притупляется, человек постепенно приходит «в себя», осознает, что «жизнь продолжается» и надо найти в себе силы, чтобы достойно и полноценно продолжать в ней участвовать. 
 
Иное дело, когда состояние угнетённости становится длительным и стойким, его проявления усугубляются — вплоть до клинической картины большой депрессии. Больной СД, члены его семьи, медицинский персонал, помимо обычного «диабетического» наблюдения, должны быть внимательны и в отношении появления признаков начинающейся или уже развившейся депрессии. 
 
Такими признаками являются проблемы со сном, усиливающееся чувство тоски и потеря интереса к повседневной деятельности, нарушение внимания и координации движений, ослабление физической и психической активности, угнетающие мысли о будущем… К сожалению, далеко не всегда происходят у больных диабетом своевременная диагностика и адекватное лечение развивающихся депрессий. В ряде случаев это происходит потому, что негативные психо-эмоциональные жалобы людей с СД многие врачи воспринимают и оценивают не как психическую патологию, а как «нормальную» психологическую реакцию на своё заболевание. 
 
К тому же следует учитывать, что в картине диабета и депрессии нередко схож ряд симптомов и жалоб как психогенного, так и соматогенного характера (нарушения сна и аппетита, плохое настроение, снижение или прибавка в весе, астения, эмоциональная лабильность, проблемы с памятью и др.). Для обоих заболеваний характерен так называемый астенический синдром (повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, слабость, вялость). Такой синдром наблюдается примерно у половины как всех больных диабетом, так и лиц, страдающих депрессией без диабета. В обоих случаях совпадают также жалобы на боли в ногах. 
 

Препараты, травы, альтернативные методы 

 
При возникновении манифестной депрессии больному СД, безусловно, необходимы не только поддержка и внимание окружающих, но активное полноценное медицинское лечение. Основные направления такого лечения — это психотерапевтическая помощь, применение антидепрессивных и других лекарственных средств, физическая и, по возможности, профессиональная активность. 
 
Сейчас применяется широкий спектр антидепрессантов направленного действия (преимущественно стимулирующих либо преимущественно успокаивающих). В большинстве случаев антидепрессантная терапия оказывает двойное положительное действие: улучшает психоэмоциональный статус больного СД и в то же время благотворно влияет на уровень гликемии. 
 
Первоначально широко применялись антидепрессанты трициклической группы, которые, наряду с ослаблением психического напряжения, способны снижать болевой синдром при диабетической нейропатии. Однако они не всегда являются лучшим выбором, поскольку могут вызвать увеличение массы тела и повышение уровня сахара крови. В настоящее время чаще применяют препараты из группы селективных ингибиторов или стимулятров так называемого «обратного захвата» серотонина. Им (особенно золофту) присуща высокая антидепрессивная активность при менее выраженных побочных эффектах. При приёме золофта больными СД отмечено не только улучшение психо-неврологического статуса, но и снижение уровня глюкозы крови. 
 
Следует соблюдать осторожность, комбинируя приём лекарственных трав с антидепрессантами и другими медицинскими препаратами. Отмечено, что в отдельных случаях их взаимодействие может вызвать отрицательные реакции со стороны внутренних органов. Не увлекайтесь рекламными объявлениями и без предварительной консультации с врачом не принимайте никаких новомодных травяных или иных добавок! 
 
К выбору антидепрессантов и других средств лечения депрессии при диабете надо относиться с осмотрительностью. Отмечено, что примерно у 25% людей с СД вследствие применения антидепрессантов, обладающих контринсулярной активностью (кортикостероиды), может ухудшаться контроль гликемии. Помимо лекарственных средств, есть вспомогательные альтернативные методы, в том числе воздействие магнитного поля, иглотерапия, гипнотерапия, электросудорожная терапия (ЭСТ), лечение музыкой… Разумеется, прибегать к ним можно, лишь исходя из индивидуальных показаний. 
 

«Сам себе врач…» 

 
Сколь бы эффективны ни были методы лечебного воздействия, они, понятно, не могут изменить или предотвратить уже свершившиеся, зачастую необратимые, события, которые и стали первопричиной развившейся депрессии. Например, смерть супруга(и), распад семьи, неизлечимую болезнь. Однако комплексное медицинское лечение в большинстве случаев, несомненно, способно восстановить у больного более спокойное и адекватное восприятие жизненных реалий, облегчить восстановление физической, социально-бытовой и возможной трудовой активности. 
В силу индивидуальных психологических особенностей больные СД по-разному воспринимают симптомы депрессивных состояний и по-разному относятся к необходимому процессу лечения. В одном из обследований, проведённых в Научном центре психического здоровья РАМН, наблюдали 150 больных диабетом обоего пола. Сопутствующие депрессивные расстройства разной степени тяжести были диагностированы у 50 больных, в том числе у 11 отмечались депрессии среднетяжёлые и тяжёлые. 
 
Авторы констатируют: чем ярче у больных выражены проявления депрессии, тем более характерны для них фатализм, желание переложить ответственность за эффективность лечения на врачей. 
 
В заключение напомню: больной диабетом, члены его семьи, медицинский персонал, помимо обычного «диабетического» наблюдения, должны быть очень внимательны относительно появления признаков начинающейся или уже развившейся депрессии. И не медлить с обращением к специалистам и своевременным проведением необходимого лечения! 
 
Основатель Британской диабетической ассоциации Р. Лоуренс неизменно подчёркивал, что человек, страдающий диабетом, «должен быть в равной мере сам себе врачом, медицинской сестрой, диетологом и биохимиком одновременно». Наличие цели и стремление реализовать её, невзирая на диабет, — одно из важнейших условий профилактики депрессивных состояний при этом заболевании. 
 
Проф. Илья Никберг, 
Сидней (Австралия) — специально для «ДН»
 
Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости