49 дней, 8 часов, 36 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаюбилей: Стаж СД — более полувека!

… «Не может быть!» — не поверила врач ответу больного, сказавшего, что диабет у него уже 20 лет. Простим за давностью бесцеремонность того медика. Основания усомниться в правдивости поступившего в приёмное отделение пациента имелись: статистика выживаемости с таким заболеванием в те годы была удручающей. Однако пациент говорил чистую правду. С тех пор прошло ещё более 30 лет — сегодня Валерию Григорьевичу Козявину 73 года, а его диабетический стаж свыше полувека.

В гости к победителю конкурса «По жизни с диабетом!» едем вместе с президентом Ростовского областного диабетического общества Михаилом Павловичем Галичаевым. Лёгкий, улыбающийся хозяин встречает нас на своей маленькой «Оке» недалеко от дома.

Диабетом Валерий заболел в 1958 году в армии. «Шёл третий год службы, — рассказывает он, — и вскоре после операции по удалению гланд я стал вдруг чувствовать неутоляемую жажду. Кружки на раз не хватало, начинал пить прямо из-под крана. Как-то за этим занятием меня застал лекарь, повёл к себе, поставил на весы — оказалось, за месяц потерял 6,5 килограммов. В госпитале поставили диагноз — сахарный диабет».

Валерий Григорьевич и сейчас помнит разговор с военврачом. Подполковник медслужбы был категоричен: болезнь неизлечима и на всю жизнь, тяжёлую работу исключить, детей иметь нельзя — в общем, к дальнейшей службе в армии непригоден, вот тебе II группа инвалидности — и домой. Это известие буквально ошеломило спортивного, чувствовавшего себя абсолютно здоровым, 20-летнего парня.

От инвалидности он отказался. Приехал домой раньше демобилизации на два месяца. Отец и мачеха, которую Валерий любил, как и рано умершую мать, искренне посоветовали ему: «Никому не говори, что болен; отпустили, мол, раньше за хорошую службу». Так он и не стал считать себя больным. Вернулся на завод фрезеровщиком, стал снова готовиться к поступлению в машиностроительный институт.

Душу мучила только любимая девушка: после рекомендаций военврача он попросил своего сослуживца написать ей в Ростов, что, дескать, Валерий тебя обманывает, он переписывается с другой — в общем, выкинь его из головы. Однако Юля сердцем чувствовала, что что-то не так и потребовала сказать ей правду — пришлось сказать про «неизлечимость». Юля снова с вопросом: «У тебя рак?» Получив отрицательный ответ, попросила больше не врать. Ему ничего не оставалось, как процитировать подполковника медслужбы.

Вместе они определили, что в «рецепте» военврача противопоказаний в отношении любви не содержалось, поэтому поженились и с первых же дней вывели диабет за скобки своей семьи. Нет, не наплевали на болезнь (диабет такого не позволяет!), а стали противостоять ему вдвоем. В компании даже близких друзей никто не знал о недуге Валерия, и только спустя многие годы, когда серьёзно заболел один из приятелей и начал на этом «циклиться», он встряхнул его, рассказав о своём диабете.

Все годы совместной жизни супруги (не так давно они отметили золотую свадьбу!) ведут здоровый и самый активный образ жизни: будучи молодыми, они каждое лето добирались до Пицунды на мотоцикле с коляской; оба водят автомобиль, в арсенале транспортных средств, кроме «Оки», есть и велосипед. Турник «утвердился» под потолком в коридоре сразу по получении квартиры. Разумеется, как каждый выросший у Дона, Валерий Григорьевич заядлый рыбак.

Золотые руки мужа сделали их квартиру уютной — Валерий Григорьевич умеет всё и ни минуты не сидит без дела; понимающая и любящая жена наполнила семейный очаг теплом и светом. Они вырастили и воспитали сына, которым гордятся, радуются внучке…

А как же диабет — он что, не давал о себе знать? Ещё как давал! Сейчас, например, они с улыбкой вспоминают о том, как по 40 минут утром, и вечером кипятили шприц. «И всё же мы всегда старались диабет приспосабливать под жизнь, а не наоборот, — улыбается Юлия Фёдоровна. — Например, в еде — хоть здоровому, хоть диабетику можно всё, просто нужно знать меру. Чтобы почувствовать вкус винограда, достаточно маленькой кисточки, большая гроздь ведь вкуса не прибавит, для организма она чрезмерна, о чём сигнализирует бурлящий живот. Надо просто уметь слушать себя».

Таким образом, естественной составляющей жизни с диабетом стала культура потребления. Меню семьи доказало свою сбалансированность даже в условиях стационара, куда Валерий Григорьевич попал с первой гипогликемией через 15 лет после заболевания. Когда врач решил «подогнать» питание пациента под общие диабетические нормы, у того «заплясали сахара».

Так и стало понятно, что супруги «дисциплинировали» диабет оптимально. Инженер и педагог сотрудничают с докторами и в лечебном процессе — заинтересованная, думающая позиция супругов позволила избежать радикальной операции при возникшем осложнении, так называемой «диабетической стопе».

«Пропустила» через себя семья Козявиных и инсулиновые перипетии. На каком-то этапе коварная болезнь вдруг перестала подчиняться, начав выбрасывать гипогликемические фортели в самые неподходящие моменты — в самолете, когда инженер проектного института летел в командировку, на рынке, куда глава семьи приходил за продуктами, во сне, когда бдительность супругов была усыплена. Причину участившихся срывов объяснила грамотный эндокринолог — это реакция на плохо очищенные инсулины. «Вот тогда, в 1983-м, я и пошёл на инвалидность», — уточняет Валерий Григорьевич.

В конце 80-х — начале 90-х годов в Россию пришли хорошие, высокоочищенные, генно-инженерные инсулины и удобные шприц-ручки, которые означали новое качество жизни для человека с диабетом, а мобильные глюкометры позволили осуществлять точный самоконтроль. Однако в тот же период успехи в мировой медицине едва не свелись на нет отечественной социальной встряской. Качественные препараты для лечения диабета и, в первую очередь, инсулины стоят весьма недёшево, получать их больной должен каждый день — промедление в самом прямом смысле смерти подобно…

И, как вспоминает Валерий Григорьевич, мы начали «входить в рынок» с лозунгом: «SOS! Нужен инсулин!» Преодолеть тот переходный коллапс помог другой призыв, инициированный общественностью: «Вместе — мы сильнее!» На Дону его разделили многие — к объединившимся в общественную организацию диабетикам присоединились врачи, руководители здравоохранения, социальной защиты, исполнительная и законодательная власть, бизнесмены. В результате этого, несмотря на финансовые катаклизмы, наличие жизнеспасающего препарата никогда не доходило здесь до нулевой отметки.

Словом, именно общественная солидарность и социальная ответственность всех и каждого, причастного к этой проблеме, и обеспечили положительную и устойчивую динамику в улучшении жизни человека с диабетом. Донской рекордсмен Валерий Козявин своей жизнью подтверждает великую силу социального партнёрства.

«Один в поле с диабетом точно не воин. Если же к тебе присоединяется плечо спутника жизни, внимание медиков, понимание коллег по диабету, поддержка государства и спонсоров, то против такой мощи «сахарной болезни» точно не устоять, вот тогда она и становится «образом жизни», — говорит Валерий Григорьевич. — В моей судьбе именно так всё и срослось».

Ростов-на-Дону

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости