200 дней, 22 часов, 18 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаклуб: «удача — это нечто, что дается сверху…

2673
0
СД
19.04.2011

Аккурат в начале зимы в Брянском крае родился ещё один его житель. Отец — офицер и партработник, мать — комсомолка: настоящая партизанская семья, как сам, улыбаясь, говорит Николай Иванович, потому что речь именно о нём. Семья с пятью детьми. Строгие нравы. Сейчас сказали бы: «правые» взгляды на жизнь. Большой, добротный дом, где мягко пахло свежей древесиной и почему-то всегда — топлёным молоком.

Коля ещё в старших классах школы увлёкся не на шутку радиолюбительством — тогда это было модно, собирать детекторные приёмники, этим болели все мальчишки. Вспоминает: «В посёлке как раз около нашего дома рос огромный тополь. Я туда часто залезал, экспериментировал с антенной. Знакомая семьи, учившаяся на тот момент в радиотехническом институте, указав на меня, сидящего на высоченном дереве и с головой ушедшего в свою работу с радиоаппаратом, уверенно сказала: «Наш человек!»

Подготовительные курсы, вступительные экзамены на факультет автоматики и телемеханики, учёба — собственно, всё как у всех. Первый курс, благонамеренное «зубрилово», вечерами — танцы, первые взгляды из-под ресниц однокурсниц, первые «ты мне нравишься», сессии, бывали и пересдачи, но чувствовал: дело — его, любимое, на всю жизнь. Позже в неповторимо и дорого пахнущих красных корочках значилось: «Инженер-электрик».

По распределению Николай попал на Север. Работа нравилась так же, как люди, которые окружали. Жизнь потекла по-новому: занимался разработкой систем телемеханики для железных дорог и аэропортов. Работая, писал дипломную по разрабатываемой им системе. Первое время старшие коллеги снисходительно называли не иначе, как «студент» — уж очень был молод.

…На выпускном в институте Николая не было — не позволил рабочий график. В деканате института ему самому первому выдали ромбик выпускника, и — на 18 часов в сутки, без выходных. «Начальник сказал: защищаешься — и сразу на завод, работы море!», — вспоминает Николай Иванович. Ослушаться руководства не мог, да и не хотел. В силу, Бог знает каким образом, сложившихся обстоятельств 22-летнего Колю, только-только получившего высшее образование, как единственного на тот момент специалиста, знавшего специфику созданной им системы, назначают… руководителем. Начальство развело руками: не было ещё в заводской практике такого случая, чтоб зелёного студента назначали начальником!..

У австрийского писателя Стефана Цвейга есть фраза: «Господин Случай работает алмазным буравом». Через какое-то время конструкторское бюро, где работал Николай, расформировали, а тут ещё масла в огонь подлило вероломство первой любви — короче говоря, уехал из тех краев Табанов, когда понял: ничто больше там не держит.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Покинув Север, Николай Иванович волею судеб оказался в Средней Азии — а это что такое? Это — несколько лет пустыни, песка, жары Северного Узбекистана, туркменской границы. Хорошо запомнил, как в закатанной красно-жёлтой степи то тут, то там появлялись будто бы из ниоткуда суслики и тушканчики. Морды усатые, любопытные…

В Саратов Николай Иванович приехал в восьмидесятых. Здесь он координировал работу по переходу на персональные компьютеры. Здесь встретил любовь своей жизни, здесь обустроил собственный дом, здесь выпало на его долю испытание СД. Впрочем, испытание — оно не для всех является таковым. Для сильных мира сего (сейчас не о материальном речь, сами понимаете — о силе в прямом смысле этого слова) такие вещи — временные препятствия на пути, не более того.

Все правила новой для него жизни освоил быстро. Не помнит никакой хандры по этому поводу, уныния или страха. Сын Николая Ивановича Святослав, плечистый парень с пронзительными карими глазами, говорит: «Для бати нет ничего невозможного».

- Считаю, что мне вообще крупно повезло. Во всём. Всегда общался с умными людьми — это много значит. Мне предавали, но сам я не предавал, это приятно осознавать.

С супругой много лет живут душа в душу, вырастив трёх дочерей; никогда не прерывается крепкая дружба с сёстрами и племянниками, жива и согревает своей мудростью мама — большая семья, находясь в которой, радуется сердце.

На вопрос, есть ли на свете что-то, что может моментально сделать его счастливым, Николай Иванович сразу отвечает: «Улыбки трёх моих внучек».

Мария Митасова 

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости