230 дней, 13 часов, 49 минуты

До всемирного дня диабета!

Диапрепарат: Этот многогранный метформин…

 

Как можно раньше… 

 
Вначале напомним об известном. 
 
На сегодняшний день метформин — единственный представитель группы бигуанидов рекомендован в качестве стартовой терапии при сахарном диабете 2 типа всеми ведущими профессиональными сообществами диабетологов. Его место среди препаратов первого ряда для монотерапии подтверждено и новейшим «Консенсусом совета экспертов Российской ассоциации эндокринологов по инициации и интенсификации сахароснижающей терапии СД 2 типа», проект которого обсуждается сейчас медицинской общественностью. 
 
Целые поколения российских пациентов с сахарным диабетом 2 типа на собственном опыте убедились в преимуществах метформина (Сиофор®, «Берлин-Хеми АГ»), который остаётся наиболее изученным с точки зрения эффективности и безопасности препаратом при монотерапии, а также эффективно и безопасно сочетается с большинством применяемых в настоящее время противодиабетических лекарств
 
Препарат не вызывает столь опасной для пожилых пациентов гипогликемии, не способствует прибавке массы тела и даже умеренно её снижает. За счёт улучшения чувствительности тканей к инсулину он снижает уровень атерогенных, то есть влияющих на развитие атеросклероза, липидов: уменьшает содержание общего холестерина, триглицеридов и липопротеидов низкой плотности. 
 
Кроме мощного сахароснижающего эффекта, этот препарат обладает кардиозащитным, гиполипидемическим действием. Так, согласно результатам одного из самых масштабных исследований конца прошлого столетия — UKPDS, метформин, продемонстрировав сходную с препаратами сульфонилмочевины эффективность в отношении контроля уровня глюкозы крови, показал способность к сердечно-сосудистой защите (снижение риска инфаркта миокарда на 39%), а также к повышению уровня выживаемости пациентов — в сравнении с препаратами сульфонилмочевины или инсулином
 
А по некоторым клиническим данным, на фоне применения метформина отмечается снижение артериального давления, высокий уровень которого грозит, как известно, артериальной гипертонией, а затем и ишемической болезнью сердца. 
 
Заметим, кстати, именно UKPDS было первым исследованием, послужившим толчком к более углубленному изучению эффектов метформина
 
С полным правом можно утверждать, опираясь на результаты многочисленных исследований и широкий международный клинический опыт применения, что метформин стал бесспорной доминантой в лечении сахарного диабета 2 типа. А вот недавно опубликованное исследование впервые доказало целесообразность как можно более раннего старта терапии метформином на фоне изменения образа жизни (здоровое сбалансированное питание плюс физическая активность). 
 
В данном исследовании 1799 пациентов были разделены на 4 группы с учётом различного срока начала монотерапии метформином от момент установления диагноза СД 2 типа и в зависимости от их состояния: в первой группе больные начали принимать препарат в ближайшие 3 месяца; во второй — через 3 месяца и более; в третьей — при HbA1c<7%; в четвёртой — после того, как HbA1c стал выше 9%. Исследователи расценивали как вторичную неудачу терапии повышение основного показателя компенсации СД — гликированного гемоглобина (HbA1c) более 7,5% или необходимость назначения других антидиабетических средств в виде добавления к метформину или его замены. 
 
Оказалось, что наиболее низкий уровень неудач был отмечен в группе пациентов, начавших лечение метформином в сроке до 3 месяцев после диагностики сахарного диабета, и в группе пациентов, применявших препарат при уровне HbA1c<7%. В случаях, когда старт терапии откладывался на 4-11 месяцев, наступление неудачи терапии было на 56% более вероятно, а в случаях отказа от терапии на 3 года и более вероятность неудачи была наиболее высокой. 
Таким образом, следует вывод, метформин должен появляться в жизни пациента с СД 2 типа как можно раньше, улучшая показатели лечения и качество жизни, и может сопровождать его столь долго, как это возможно. 
 
Более того, установлено, что метформин можно успешно использовать при профилактике СД 2 типа. 
Как известно, контингент лиц с нарушенной толерантностью к глюкозе, или стадией предиабета, стремительно нарастает как в России, так и во всём мире. Чтобы справиться с этим угрожающим валом, Международная диабетическая федерация (IDF) разработала консенсус по предупреждению сахарного диабета 2 типа, состоящий из трёх ступеней: 1) выявление лиц, имеющих высокий риск; 2) оценка величины риска и 3) профилактика, включающая изменение образа жизни — снижение веса за счёт умеренного ограничения калорийной пищи и увеличения физических нагрузок; при невозможности достичь нормализации углеводного обмена — терапия метформином в дозе 250-850 мг 2 раза в сутки. 
 
Накопленные к настоящему времени данные о профиле безопасности метформина позволяют достаточно чётко определить границы его возможного применения при патологии почек и печени, поднять возрастной порог приёма препарата до возраста 80 лет и старше (при соблюдении определённых условий). 
 

Многообещающие возможности 

 
Продолжая изучать этот медикаментозный «бестселлер» нашего времени, исследователи обнаруживают его многообещающие возможности в лечении не только СД 2 типа, но и других серьёзных заболеваний. Так, немецкие учёные из научно-исследовательского центра нейродегенеративных заболеваний (DZNE) выяснили, что метформин может быть эффективен при болезни Альцгеймера, которая поражает преимущественно пожилых людей (в той же Германии примерно 700 тысяч человек страдают этой болезнью).
 
 
Проводя эксперимент на мышах, учёные пришли к заключению, что метформин способен нарушать структурную перестройку тау-белка в нейронах головного мозга, которая, является отправной точкой при развитии болезни Альцгеймера и как раз приводит к когнитивным нарушениям. Более того, им удалось раскрыть молекулярные механизмы данного эффекта метформина. Теперь стоит задача подтвердить его у людей. Учитывая тот факт, что метформин является хорошо изученным сахароснижающим препаратом, в случае его назначения нет риска возникновения неизвестных побочных эффектов. 
 
Для пожилых людей характерно также развитие остеопороза — метаболического заболевания скелета, характеризующегося нарушением прочности кости, что приводит к высокому риску переломов (кстати, по оценке специалистов, частота переломов при СД 2 типа почти в 2 раза больше, чем в популяции). Примечательно, что метформин показал в научных экспериментах остеогенное действие, то есть защитный эффект в отношении костных остеопоретических переломов. И сегодня учёные рассматривают этот препарат как теоретически перспективный профилактический потенциал в отношении повышенного при диабете риска остеопороза. 
 
И ещё одна хорошая новость — метформин заявил о своих потенциальных возможностях в профилактике и лечении онкологических заболеваний у больных СД 2 типа, снижая риск развития некоторых форм рака (поджелудочной железы, яичников, молочных желез, кишечника, лёгких). 
 

В онкологической практике 

 
Большинство проведенных в последние десятилетия исследований возможных взаимосвязей диабета и онкозаболеваний показало, что люди, страдающие СД 2 типа, предрасположены к развитию ряда злокачественных новообразований в большей степени, чем популяция в целом. Как явствует из ряда метаанализов, наиболее высок риск развития рака печени и поджелудочной железы — двух ключевых органов, вовлечённых в метаболические нарушения при диабете. 
 
Имеется также немало публикаций, свидетельствующих о том, что СД при раке определенной локализации повышает риск развития рецидивов, сочетается с его более злокачественным течением, повышает вероятность неблагоприятных исходов заболевания. По данным метаанализа, проведенного B.B. Barone с соавт., общая смертность у пациентов со злокачественными новообразованиями различной локализации, страдающих СД, была значимо выше, чем у пациентов без него. 
 
Поскольку гиперинсулинемия является одним из ведущих факторов, играющих роль в увеличении риска развития онкологических заболеваний у пациентов с СД, есть все основания ожидать, что препараты, влияющие на инсулинорезистентность и гиперинсулинемию при сахарном диабете (прежде всего, метформин), могут влиять на эту связь. Кстати, метформин, помимо такого влияния, считают учёные, способен напрямую подавлять пролиферацию, то есть размножение, раковых клеток, через стимуляцию АМФ киназы (АМРК). Предположение о том, что метформин способен контролировать клеточный цикл и синтез белка в клетках, было подтверждено результатами ряда экспериментальных и клинических исследований. Так, антипролиферативный эффект метформина зафиксирован в отношении рака молочной железы и яичников. 
 
Ряд недавно проведенных наблюдательных исследований показал, что терапия метформином ассоциирована со снижением риска развития злокачественных новообразований у больных СД 2 типа. Так, в 2005 г. были опубликованы результаты пилотного исследования с участием 314127 пациентов с СД 2 типа, имеющих длительность заболевания 8,5±6,4 года. Авторы продемонстрировали, что применение метформина, действительно, сочеталось со снижением риска развития рака. 
 
Спустя год были представлены результаты другого ретроспективного исследования, включавшего более 10 тысяч пациентов с СД 2 типа, которые получали препараты сульфонилмочевины или метформин с возможным добавлением инсулинотерапии. Средний возраст участников — 63,4±13,3 года, средний период наблюдения — 5,4±1,9 лет. 
Авторы пришли к заключению, что у пациентов, получавших препараты сульфонилмочевины или инсулин, онкологический риск смерти оказался значимо выше, чем у пациентов, принимавших метформин. Однако остался неясным вопрос о том, как при статистической обработке данных учитывалось наличие инсулинотерапии.
 
Исследователи не рассматривали также типы, агрессивность опухолей и эффективность проводимой противоопухолевой терапии. Поэтому, по мнению авторов, несмотря на привлекательность полученных данных, они должны расцениваться как гипотетические и требующие дальнейших исследований. 
 
В 2010 году были опубликованы результаты проведенного в Нидерландах 10-летнего проспективного исследования влияния метформина на смертность от злокачественных новообразований с участием 1353 больных СД 2 типа. Было также отмечено, что приём метформина способствует снижению онкологической смертности. Причём этот эффект проявлялся тем сильнее, чем больше была суточная доза метформина. 
 
В настоящее время, констатируют специалисты, в отношении взаимосвязи СД и злокачественных новообразований остаётся ещё много нерешённых вопросов. Тем не менее, как свидетельствуют накопленные на сегодняшний день сведения, метформин может оказывать благоприятное воздействие на эффективность проводимой терапии и продолжительность жизни пациентов. Таким образом, в клинической судьбе метформина — тот редкий случай, когда с увеличением опыта применения открываются новые плюсы, а не минусы лекарственного средства. Границы его терапевтического потенциала имеют явную тенденцию к расширению.
 

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости