201 дней, 22 часов, 29 минуты

До всемирного дня диабета!

Диавзгляд: Кем и как может работать больной диабетом

39209
0

Вопрос профессиональной ориентации и работы больных СД актуален и для Австралии.

Хотя и, надо признать, осведомлённость всего населения о «сахарной болезни» тут довольно высока. Имеется и специальная общественная организация, занимающаяся проблемами детей и подростков, больных диабетом, в плане их учёбы и работы. Заслуживает внимания, что большинство пациентов с СД, как юных, так и взрослых, — благодаря в значительной мере активной популяризации знаний о диабете и пропаганде здорового образа жизни — не скрывают своего заболевания. И уж, конечно, не стесняются выполнять свои повседневные «диазадания» на виду у окружающих.

Так, мне неоднократно доводилось видеть молодых людей, скорее всего студентов, делающих анализ крови на глюкометре или вводящих инсулин с помощью щприц-ручек в кафе, на станциях метрополитена и в других общественных местах. Кем они станут завтра? Не помешает ли им диабет добиться намеченных целей?

Ведь не помешал он многим всемирно известным спортсменам, учёным, артистам, писателям, политикам вписать свою славную страницу в историю. Среди них — хоккеист Бобби Кларк и футболист Гарри Мэббат, артисты Федор Шаляпин и Людмила Зыкина, Элизабет Тейлор и Элвис Пресли, художник Поль Сезан, учёный Томас Эдисон, писатели Герберт Уэллс и Михаил Шолохов, маршал Федор Толбухин, политические деятели Насер и Садат, Тито и Горбачев и многие другие представители разных стран и национальностей. Любопытно, что в списке американских рекордсменов с СД числится 33 спортсмена; ещё более внушителен список артистов и певцов. Пример этих людей — яркое свидетельство того, что заболевание диабетом — отнюдь не крах всех надежд заняться любимым делом.

Все ли профессии доступны?

Однако повседневная жизнь больного диабетом должна быть подчинена определённому лечебно-профилактическому и гигиеническому режиму. Только его тщательное соблюдение может позволить людям, страдающим этим недугом, быть социально активными, вести максимально приближенный к нормальному образ жизни, заниматься интересной и полезной работой. Важно и то, что увлекательная и совместимая с требованиями индивидуального режима деятельность — это, несомненно, мощный фактор поддержания жизненной активности больного, его социальной удовлетворённости.

Однако как диабетолог с многолетним стажем могу подтвердить: специфические особенности отдельных видов трудовой деятельности отрицательно влияют на течение заболевания, затрудняют его компенсацию, повышают риск возникновения тяжёлых осложнений, приводят к ранней инвалидизации, а в ряде случаев — просто противопоказаны больному диабетом.

Поэтому проблема сочетания трудовой деятельности с ограничениями, обусловленными характером заболевания, не снимается с повестки дня при выборе профессии, в период учёбы, работы и даже в пенсионном возрасте.

В наше время научного прогресса и высоких технологий появилось множество новых профессий, расширяющих виды трудовой деятельности. Так, в действующем в России «Классификаторе профессий» мы находим несколько тысяч наименований самых различных профессий (только на букву «А» их насчитывается более тысячи!). Но, к сожалению, далеко не всё приемлемо при диабете. Некоторые специальности однозначно противопоказаны, допуск ко многим другим имеет жёсткие ограничения. И, конечно же, неоправданно звучат появляющиеся иногда в СМИ высказывания о том, что «при хорошей компенсации СД и отсутствии осложнений можно владеть любой профессией». (Кстати, всегда ли столь желанная компенсация остаётся стабильной?)

Разумеется, в решении вопроса о профессиональной ориентации и трудовой деятельности больного диабетом необходим не формальный (наличие заболевания), а индивидуальный подход. Он должен учитывать не только и даже не столько сам факт наличия заболевания, но и его важные персональные особенности: форму, тяжесть и характер течения, средства и режим лечения, наличие и выраженность осложнений, «диабетологическую» грамотность пациента, владение средствами самоконтроля и неотложной самопомощи, уровень самодисциплины и ответственности за себя и окружающих.

Шаг за шагом…

Как считают многие диабетологи в Австралии, оптимально, если в процесс воспитания заболевшего диабетом ребёнка ему ненавязчиво будет прививаться интерес к таким занятиям, которые впоследствии он сам, по собственным устремлениям, а не вынужденно, будет рассматривать как приоритетные, наиболее для него желательные в плане профессиональной деятельности.

Тактично, компетентно, с детства ребёнка можно знакомить с такими сферами жизни, как музыкальное искусство, инженерно-конструкторское дело (диапазон возможностей тут огромен!), профессиональная работа с компьютером, изучение иностранных языков (переводческое дело), теоретическая физика, математика, педагогика, финансово-экономический менеджмент и так далее.

По мере взросления ребёнка при поиске его профессиональной ориентации родители и преподаватели могут постепенно разъяснять ему личную и общественную целесообразность предпочтительного выбора той или иной «подходящей» профессии, приводить аргументы её привлекательности и перспективности. Подобные аргументы могут использоваться и в общении с молодыми людьми, заболевшими диабетом в период их учёбы в институте или имеющими пока небольшой стаж работы по специальности, — теми, у кого впереди еще много лет полноценной «жизни с диабетом», и во имя такой жизни они могут осознанно изменить в нужном ракурсе свою будущую профессию.

Кстати, носителями и пропагандистами подобных разумных решений могут нередко выступать и сами молодые люди — больные диабетом. В одном из недавних Интернет-сообщений Международной диабетической федерации (IDF) было опубликовано обращение «Группы поддержки» больных учащихся. Среди его авторов — Анна Остергре (23 года, студентка Копенгагенского университета, СД 1 типа с 1999 г.), Дана Льюис (студентка Университета Алабамы, 19 лет, болеет с 14 лет), Куйтлин Мак Энери (студентка Джорджтаунского университета, 22 года, болеет с 3-х лет)…

Когда диабетом заболевает человек в более зрелом возрасте, имеющий солидный профессиональный стаж и опыт (чаще всего болезнь протекает тогда по второму типу), вопрос о дальнейшей профессиональной деятельности решается сугубо индивидуально, с учётом многих, в том числе психологических, факторов.

Если характер этой деятельности позволяет совместить её с выполнением необходимых лечебно-профилактических мероприятий, то больной может продолжать работу по специальности, ограничившись лишь необременительной коррекцией её графика и продолжительности, режима питания и физической активности. Чаще всего такое возможно при СД 2 типа. Значительно реже, но вовсе не исключено, и при диабете 1 типа. Иногда заболевшему однозначно приходится прекратить работу в привычной должности и сфере.

Если человеку — в силу сложившихся привязанностей, накопленных знаний и опыта — трудно уйти в другую сферу профессиональной работы или вовсе прекратить её, то в подобных ситуациях целесообразна смена специальности на близкую по профилю к предшествовавшей. Например, заболевший водитель автобуса или такси может переквалифицироваться на должность слесаря-ремонтника или диспетчера в том же автопарке; действующий профессиональный спортсмен может стать тренером юношеской команды, администратором спортшколы; милиционер перейти на неоперативную работу в своём же ведомстве; офицер-военнослужащий — на работу в военкомат, военное учебное заведение…

Медицинские ракурсы

Безусловно, в основе подобной переквалификации или изначального выбора профессии должны лежать основные медицинские требования. Они таковы:

исключение работ со сменным графиком, в позднее вечернее и ночное время;

отказ от работ (или их ограничение), связанных с повышенной физической нагрузкой и вредными условиями труда (неблагоприятным микроклиматом рабочих помещений, опасными физическими, химическими и биологическими воздействиями, длительным зрительным и сильным психо-эмоциальным напряжением);

исключение работ в экстремальных условиях (подводных, подземных, в чрезвычайных обстоятельствах, в изолированных помещениях и т.п.);

исключение (ограничение) работ по управлению наземным, воздушным, подземным и другим общественным транспортом, строительными и другими опасными и сложными механизмами;

исключение (ограничение) работ в условиях, не позволяющих или затрудняющих обращение за помощью к окружающим, оказание неотложной медицинской помощи.

С учётом этих исходных требований и с точки зрения приемлемости для больного диабетом все виды профессий можно разделить на три основные группы.

Противопоказанные.

Водители общественного транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов, такси), лётчики, космонавты, подводники, водолазы, шахтеры, работающие в кессонах, строители и монтажники-высотники, водители и операторы передвигающихся строительных и других механизмов, ремонтники наружных электросетей, горноспасатели; работа с высоким уровнем физических, химических или биологических (инфекционных) вредностей, работа в сложных (экстремальных) температурно-влажностных условиях, работа в местах, отдалённых от возможности оказания неотложной медицинской помощи; другие профессии высокого риска, связанные с возникновением экстремальных ситуаций, требующие особого внимания и ответственности, исключающие возможность соблюдения необходимого больному лечебно-профилактического режима.

Относительно противопоказанные.

Работы и профессии, связанные с частыми командировками, сопряжённые с воздействием производственного загрязнения окружающей среды, требующие длительного зрительного напряжения; профессиональный спорт; работы в изолированных помещениях без напарников, с ненормированным рабочим днем, высоким психо-эмоциональным напряжением.

Рекомендуемые.

Преподаватели средней и высшей школы, научные сотрудники и лаборанты (при исключении воздействия вредных факторов окружающей среды), медики (кроме специальностей хирургического профиля, инфекционистов, скорой медицинской помощи), фармацевты, финансовые работники, экономисты, программисты, строители и ремонтники внутренних помещений, библиотекари, различные виды административно-хозяйственной и управленческой работы и ряд других профессий, не препятствующих соблюдению требуемого для данного больного режима.

За рулём своей машины

Несколько за рамками нашей темы — вопрос о пользовании личным автомобильным транспортом. Естественно, тем больным, у кого нет медицинских противопоказаний, связанных с преклонным возрастом, тяжестью и характером течения заболевания, нет оснований ограничивать право вождения личного автомобиля. В большинстве случаев без ограничений могут водить машину больные СД 2 типа. Что касается пациентов с СД 1 типа, то им также разрешено находиться за рулём своего автомобиля — при условии, что заболевание хорошо компенсировано, они не склонны к частым гипогликемическим реакциям и обусловленных «гипо» затуманенности и потере сознания. Но желательно на «спокойных» магистралях, где нет интенсивного движения транспорта и пешеходов.

В любом случае водитель при этом должен:

не нарушать предписанный ему режим питания и приёма лекарств (уколов инсулина);

садиться за руль после положенного приёма пищи и не позднее, чем за час до её очередного приёма;

иметь при себе глюкометр, сахароснижающие средства и шприц-ручку, препарат глюкагон, бутерброд, немного сладостей, таблетки глюкозы, простую и сладкую (на сахаре) воду;

при малейших признаках начинающейся гипогликемии немедленно остановить машину и проверить уровень сахара крови, при необходимости принять таблетки глюкозы, выпить сладкую воду и т.п.;

желательно иметь при себе медальон (браслет) с указанием о наличии у него СД или иное подобное удостоверение с записью в нём адресов и телефонов лиц, которых надо известить в случае необходимости (обращение за скорой медицинской помощью, авария);

при длительной поездке не реже чем через полтора — два часа делать остановки для отдыха.

Профессор Илья Никберг, Сидней

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости