230 дней, 3 часов, 50 минуты

До всемирного дня диабета!

Инсулиновая помпа: взгляд практика. Часть 4. Врачи и помпы

[01] Здравствуйте, я ваша помпа!

Скальпель хирурга способен творить чудеса. Беспорядочное же тыканье им в живое тело всегда заканчивается плачевно. Мощный и комфортный автомобиль, управляемый опытным водителем, представляет собой отличное средство передвижения для пассажиров и источник удовольствия для самого водителя. Тот же автомобиль в руках безграмотного лихача служит лишь орудием инвалидизации и убийства.

В этом отношении инсулиновая помпа ничем не отличается ни от скальпеля, ни от автомобиля. Для того, чтобы пользоваться ей во благо себе, требуются знания, навыки и немалая квалификация. Скажу больше: инсулиновая помпа еще более опасна, нежели скальпель или автомобиль.

Студенты медицинских вузов, держащие в своих руках скальпеля впервые в жизни, учатся мастерству оперативной хирургии под руководством преподавателя и делают это не в операционной на живом человеке, а в учебной аудитории на трупе. Люди, осваивающие управление автомобилем, начинают обучение вождению с самых азов, и делают это в специально отведенных местах, где риск травмировать себя или окружающих сведен к минимуму — и, опять же, с инструктором на соседнем сиденье (про пару дублирующих педалей у него под ногами знают все).

Когда же вы учитесь пользоваться инсулиновой помпой, у вас нет возможности делать это в «учебных» условиях — помпа подключена непосредственно к вашему телу, и ее неверное использование смертельно опасно. Причем не для кого-то там, а для вас самих. Значит, при обучении эксплуатации инсулиновой помпы вам обязательно нужен опытный и грамотный инструктор. Этот инструктор — ваш лечащий врач.

В идеальной ситуации, врач сначала обучает пациента самым азам использования помпы. Затем, когда пациент уже разбирается в основных вопросах, врач дает ему более глубокие знания и навыки работы с инструментом. Конечно же, для такого практикума требуется тесный контакт между врачом и больным.

«Тесный» означает, что в первые 1–2 месяца после перехода на помпу врач и больной должны общаться между собой в режиме прямого диалога минимум один раз в день. Это самый минимум; зачастую общение должно быть более частым. Неважно, как оно организовано — личные встречи, телефон, скайп, электронная почта. Но оно обязательно должно быть!

Хотя к моменту моего перехода на инсулиновую помпу я обладал десятилетним стажем работы в качестве врача отделения реанимации кардиохирургической клиники, я, тем не менее, с радостью воспользовался помощью сертифицированного в помповой терапии врача-диабетолога. В ежедневном общении с ним на протяжении трех месяцев я почерпнул много знаний и навыков, которыми я до этого не обладал, или обладал в недостаточной степени.

Да, в своей врачебной практике я ежедневно самостоятельно управлял такими сложными техническими устройствами как аппараты искусственной вентиляции легких, средства реанимационного мониторинга, аппарат для внутриаортальной баллонной контрпульсации, аппарат для гемодиализа (искусственная почка), внешние водители сердечного ритма (пейсмейкеры), электрокардиографы и дефибрилляторы, устройства для автоматической внутривенной инфузии и биохимические анализаторы. Внушительный список, не правда ли? Но даже я, с моим клиническим опытом, не счел для себя зазорным учиться эксплуатации инсулиновой помпы. Что же тогда говорить о тех людях, кто вовсе не обладает медицинским образованием?

Поэтому в освоении инсулиновой помпы пациентом существует основополагающее правило. Чтобы его смысл был предельно понятен, я выделю это правило жирным шрифтом.

Вы обязаны осваивать инсулиновую помпу только под руководством опытного врача, и никак иначе. Если вы будете учиться самостоятельно, то с высокой долей вероятности сделаете себя инвалидом или во- обще убьете себя.

Это правило работает для всех. Даже, если вы врач. Даже, если вы академик. Даже, если вы бизнесмен из листинга Форбса. Исключений из него не существует. На этом можно было бы закончить, но тогда изложение вопроса будет неполным.

Конечно, приятно рассуждать о идеальном, но мы живем в реальном мире, далеком от совершенства. Бывает так, что больной не выполняет, ленится, просто неспособен в силу недостаточного интеллекта правильно понимать и точно выполнять указания врача. Тогда инсулиновая помпа ему противопоказана — пусть остается на терапии шприц-ручками.

Также случается, что больной старается изо всех сил, а квалификация врача недостаточна для того, чтобы правильно распорядиться имеющейся у пациента инсулиновой помпой. В таком случае, больному следует как можно скорее расстаться с неграмотным врачом и найти себе грамотного. Только так, и никак иначе.

Здесь я предвижу ваш первый вопрос.

— А как мне быть, если я живу в глубинке? Тут у нас всего один доктор; и он не знает, что делать с инсулиновой помпой.

Мой ответ может быть циничным, но он единственно правильный. На время обучения эксплуатации инсулиновой помпы вам следует найти себе грамотного врача за пределами вашей глубинки, и минимум на 1–3 месяца переехать в то место, где этот врач работает. Или не переезжать, но обеспечить себе бесперебойную коммуникацию с врачом на тот же самый срок.

В мою задачу не входит обсуждение того, как вы это будете делать. Но вы обязаны понимать, зачем вы должны это сделать. Вы должны это сделать, чтобы сохранить себе здоровье и жизнь. В противном случае, если вы пойдете на поводу у обстоятельств, ваши шансы на сохранение здоровья и жизни сильно падают. Да, мой ответ жесток — но он правдив. А, как известно, «правду говорить легко и приятно».

Предвижу и ваш второй вопрос — следом за первым.

— Я на инсулиновой помпе уже год (три года, десять лет), и вот я вижу, что те рекомендации, которые мне дает лечащий врач, «не очень» работают. Напротив, я для себя нашел некоторые другие приемы, которые работают (гораздо) лучше того, что рекомендует мой врач. Что мне делать?

И снова, мой ответ вам будет циничным, но справедливым.

В истории нашей цивилизации мы знаем немало примеров, когда ученик превосходил учителя. Я считаю, что при этом в выигрыше оба. Ученик, превзошедший учителя — это достойный ученик, поскольку он на практике доказал свои немалые способности. Учитель, которого превзошел его ученик — прекрасный учитель, ибо только такой учитель способен воспитать столь блестящего ученика.

И не судите своего учителя строго. Он многое знает и умеет, у него были сотни (возможно, тысячи) пациентов. Он видит общую картину. Вы же знаете только одного пациента — самого себя. Что же удивительного в том, что вы знаете этого единственного пациента более досконально и глубоко, чем ваш врач и учитель?

Если вы страдаете сахарным диабетом, то пусть для вас моя книга будет инструментом совершенствования ваших — и только ваших! — знаний и навыков в работе с инсулиновой помпой. Ну, а если вы врач-диабетолог, — тогда и не только ваших.

Я был корректен, заметьте. 

 

Автор: Михаил Зуев

"Инсулиновая помпа: взгляд практика"

© 2016. Публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная