200 дней, 19 часов, 31 минуты

До всемирного дня диабета!

Принципы питания при сахарном диабете

Сахарный диабет 1 типа относится к тем немногим заболеваниям, при которых диета является таким же важным составляющим лечебных мероприятий, как и медикаментозная терапия, и во многом определяет успех лечения.

Учитывая, что в основе развития сахарного диабета 1 типа лежит абсолютный дефицит инсулина, введение инсулина сохраняет жизнь пациенту и является основным компонентом лечения. Характер инсулинотерапии (доза инсулина, время его введения) зависит от множества факторов (физическая активность, состояние здоровья, стресс), но, главным образом, определяется количеством и качеством пищи. Несмотря на значительные достижения в области инсулинотерапии (разработка аналогов инсулина, введение базис-болюсной схемы терапии, внедрение помповой терапии), только четкое планирование питания позволяет добиваться положительных результатов в лечении заболевания.

Диета играет ключевую роль как в достижении нормальных показателей глюкозы, так и в профилактике развития микро- и макрососудистых осложнений. Обучение пациента и его близких основам диетотерапии при сахарном диабете должно начинаться с момента выявления заболевания и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо с самого начала осознать, что только правильное планирование питания позволяет поддерживать целевые показатели глюкозы крови и избежать осложнений.

Исторически именно диетотерапия была первым методом лечения сахарного диабета. Основное влияние на представление о питании при сахарном диабете оказало открытие роли инсулина и его введение в практическую деятельность.

В «доинсулиновую» эру преобладали диеты с резким ограничением углеводов. После внедрения инсулина возникла тенденция к увеличению доли углеводов в питании пациентов и, наконец, сформировались современные представления о питании. По современным представлениям, диета ребенка с сахарным диабетом должна быть максимально приближена к питанию здоровых сверстников. Другими словами, требования к качеству и количеству пищи, набору продуктов питания при сахарном диабете практически не отли- чаются от здорового ребенка.

С первого дня заболевания пациент и его родители сталкиваются с необходимостью решать вопросы, связанные с количеством и составом принимаемой пищи. Первое время изменения в питании, обусловленные заболеванием, воспринимаются как значимые, серьезно изменяющие привычный образ жизни. Стечением времени у пациента и его окружения вырабатываются определенные навыки, позволяющие быстро и правильно планировать питание.

Первое время необходимо как можно точнее придерживаться реко- мендаций лечащего врача, касающихся питания.

Параллельно следует приобретать собственные навыки рационального питания при сахарном диабете. Обучение пациента и его родителей происходит на занятиях в «Школе диабета», при личном контакте с лечащим врачом, а также при знакомстве с организацией питания в стационаре, где проходит лечение. Углубление знаний и представлений о питании продолжается в дальнейшем после выписки из стационара.

Здесь пациент и его родители сталкиваются и решают такие проблемы, как: проведение праздника (Новый Год, День рождения и т.д.), изменение времени приема пищи в связи с особенностями расписания школьных занятий, питание при физических нагрузках, во время заболевания (респираторно-вирусная инфекция и др.), путешествия. Решение данных задач невозможно без регулярного самоконтроля заболевания и ведения «Дневника самоконтроля». В начале лечения многие пациенты записывают в «Дневник самоконтроля» подробно ежедневное меню, что позволяет быстрее научиться формировать свой ежедневный план питания.

Только анализ данных, представленных в «Дневнике самоконтроля», дает возможность понять индивидуальную взаимосвязь между инсулином и пищей и, следовательно, более свободно чувствовать себя при выборе продуктов для очередного приема пищи. Более того, со временем пациент и/или его окружение накапливают собственный опыт, формируют свои представления об особенностях влияния того или иного блюда на уровень глюкозы. Ведь не секрет, что одно и то же блюдо каждая хозяйка готовит по-разному, следовательно, влияние этого продукта на показатель сахара крови будет индивидуальным. По мере приобретения навыков контроля заболевания па- циенты могут добиться большей свободы в организации ежедневного питания.

Наибольшую трудность представляет организация питания при сахарном диабете 1 типа у детей младшей возрастной группы и подростков. Так, дошкольный возраст характеризуется рядом особенностей, затрудняющих достижение компенсации заболевания: высокой чувствительностью к инсулину, неконтролируемой физической активностью и непредсказуемым аппетитом. Родители отмечают, что именно питание составляет наибольшие трудности в этом возрастном периоде.

Трудности при поддержании нормальных показателей глюкозы возникают и в подростковый период. Сложности в достижении нормативных показателей сахара крови в этот возрастной период определяются гормональными изменениями, ускорением темпов роста, снижением чувствительности к инсулину, изменениями в психологии, стиле жизни и характере питания.

Соответственно, основная задача эндокринологов и родителей заключается в том, чтобы к периоду взросления ребенок подошел с выработанными навыками правильного питания.