Психологические проблемы у детей диабетиков
Вашему ребенку поставили диагноз «сахарный диабет». Где получить информацию о болезни? В поликлинике у врача-эндокринолога, который расскажет, как правильно рассчитать количество инсулина для каждой инъекции и поможет составить сбалансированную диету. Но этого недостаточно. Вы должны иметь исчерпывающую информацию о всех аспектах этой болезни, чтобы уметь справляться с любыми критическими состояниями вашего ребенка. На тему сахарного диабета написано много популярной литературы, в которой, к сожалению, мало затронута тема психологии больных сахарным диабетом, особенно детей. А ведь от своевременного решения этих проблем зависит дальнейшее развитие и взросление ребенка.
С увеличением числа детей, больных сахарным диабетом, растет и число исследований данного недуга. Диабет давно вышел за рамки обычного заболевания. Сегодня его называют эпидемией ХХI века. Согласно данным международной ассоциации диабета, в 2012 г. в мире было зарегистрировано 371 млн. людей, больных сахарным диабетом. Медики говорят, что к 2030 г. их число достигнет 555 млн. человек. В России, по данным Института диабета РАМН, на начало 2013г. зарегистрировано 3 млн. 782 тыс. больных сахарным диабетом, из них 325 тыс. детей и подростков с диабетом 1 типа и 3 млн. 457 тыс. - больных с сахарным диабетом 2 типа. Такое большое количество больных говорит о социальных аспектах диабета. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе, на работе, в каждом доме есть люди, больные диабетом. Отличаются ли они от здоровых людей, как они себя ведут, что с ними может произойти? Эти вопросы касаются каждого, поскольку никто не застрахован от заболевания диабетом и необходимо знать, что нужно делать, когда больному станет плохо в школе или на работе.
Поскольку большинство людей что-то слышали о сахарном диабете, но не знают детали болезни, то после постановки диагноза наступает состояние «безмятежной неопределенности». Первая реакция родителей – «ну и что, ничего страшного». Эта реакция быстро проходит, когда врач говорит, что болезнь неизлечима и необходимо несколько раз в день делать инъекции инсулина всю оставшуюся жизнь ребенка. Наступает этап потрясения. Первые мысли: «Этого не может быть, врач ошибся. Мой ребенок здоров». Точно такая же реакция возникает и у взрослого человека. Больные начинают доказывать окружающим, что совершенно здоровы. Ведут прежний образ жизни, едят, что хотят и когда хотят, инъекции инсулина пропускают или совсем не делают. Обычно, если этот психологический период совпадает с периодом «медового месяца диабета», то может показаться, что врачи ошиблись и болезнь прошла. Однако, это длится не долго, и через месяц больной попадает в реанимацию с кетоацидотической комой. После реанимации больной или замыкается, или начинает по всем установленным правилам жить с диабетом. Если пациент уходит в себя, он понимает, что сахарный диабет серьезное заболевание и начинает тщательно скрывать его от окружающих. Часто такие больные уходят в туалет, чтобы сделать себе укол инсулина. Такое поведение настораживает окружающих и может привести к ссорам с близкими. Больной начинает изучать диабет по книжкам и статьям в интернете. До сих пор человек думает, что диабет излечим, и он тратит время и деньги на посещение целителей и покупку «эликсиров от диабета». Все это опять заканчивается реанимацией. Контакт больного с эндокринологом затруднен, больной агрессивно ведет себя по отношению к врачам. Все лечебные рекомендации не выполняются, что приводит к резкому ухудшению здоровья, к быстрой инвалидности. Этого всего можно избежать, если своевременно выполнять рекомендации лечащего эндокринолога и посещать школу больных сахарным диабетом, где больного научат жить с диабетом.
Таким образом, знакомство с диабетом начинается с шока. Если заболевает маленький ребенок, то шок наступает у родителей, поскольку ребенок не в состоянии правильно оценить, что с ним произошло. Родителям больного ребенка важно понять, что когда они начнут искать причину и задавать себе вопрос: «Почему именно мой ребенок заболел диабетом?», «что я сделала или что я не сделала?» до развития болезни, сахарный диабет все равно бы развился. Чем младше ребенок, тем легче ему и тем тяжелее родителям. Часто у родителей возникает чувство вины и они начинают искать, кто виноват. «У меня в семье все здоровые- это у тебя бабушка болела, ты виноват». Взрослый больной тоже может найти виновного: «Это ты меня запилила». Болезнь одного члена семьи может вызвать скандал в семье и обострение отношений. Такая ситуация не поможет компенсации диабета, поскольку скандалы и выяснения отношений приводят к стрессу, при котором вырабатывается гормон стресса –адреналин, а он мешает компенсировать диабет. Все силы тратятся не на адаптацию к новым условиям жизни, а на поиск виновного. Родители часто сами себя вгоняют в депрессию. Не происходит мобилизации и принятия правильных решений, а наблюдается безвольное принятие случившегося. Часто разногласия родителей связаны с тем, что один родитель уже стал изучать диабет и выполнять требования эндокринолога, а другой до сих пор находится на начальном шоковом этапе, не верит в наличие болезни или считает, что диабет излечим и без инсулина. Развивается инсулинофобия, подкрепленная информацией от «целителей» , что можно вылечиться без инсулина. В семье возникают новые разногласия. У таких родителей больной ребенок становится средством для завоевания его внимания: мама делает больные уколы, а папа кормит вкусными пряниками.
Родители должны четко понять, что никто не виноват в болезни их ребенка. Они должны вместе выработать единую тактику адаптации к новым условиям жизни ребенка, чтобы помочь ребенку вырасти и найти свое место в обществе.
Мама часто увольняется с работы, когда ребенку ставят диагноз диабет. Если в семье один ребенок, то о рождении второго ребенка не идет и речи. Все время и силы тратятся на защиту больного ребенка. Часто возникает панический страх, что следующий ребенок тоже может заболеть диабетом. Все это нарушает психологический климат семьи и не способствует компенсации диабета ребенка.
Со временем родители видят, что болезнь неизлечима, и что ребенок чувствует себя хорошо и не отличается от здоровых детей при соблюдении правил лечения диабета. Возникает следующий психоэмоциональный этап осознания своего заболевания. На этом этапе ребенок или его родители понимают, что сахарный диабет - это неотъемлемая часть жизни, что диабет – это образ жизни. Для лучшей адаптации ребенка родители сами принимают этот образ жизни. Из дома убираются продукты, содержащие легко усвояемые углеводы: торты, конфеты и т.д. Если родители курят, то им надо расстаться с этой вредной привычкой. Необходимо вместе с ребенком заниматься спортом, по утрам делать физзарядку. Родители вместе с ребенком начинают искать свой образ жизни с сахарным диабетом. На этом этапе необходимо ребенку дать установку на всю жизнь, что он абсолютно нормальный человек, что не надо скрывать свою болезнь от друзей, а наоборот друзья должны знать об этом и в случае необходимости помочь вашему ребенку. Для этого вам самим необходимо поговорить с его друзьями. Очень важно как можно раньше пройти школу диабета, начать обучение, как жить с диабетом. В школе вы увидите, что вокруг вас тоже есть больные диабетом, вы подружитесь и вам будет легче совместно преодолевать трудности. Если обучение начнется поздно или вы от него откажетесь и пустите свою болезнь на самотек, то образ жизни больного диабетом может быть сформирован неправильно. Переучиваться всегда сложнее, чем учиться.
При появлении любого серьезного заболевания человек формирует свое личное отношение к заболеванию, формируется определенное отношение к своей болезни, которое чрезвычайно сильно влияет на соматическое состояние человека. Формируется определенный тип поведения при взаимоотношении больного с обществом. При правильной оценке и правильном формировании отношения к своей белезни происходит полная адаптация больного в обществе. При искаженном понимании, при неправильном формировании своего отношения к заболеванию ребенок с сахарным диабетом плохо приспособлен к жизни. Он будет винить абсолютно всех в своих неудачах, и прежде всего, своих родителей и свой диабет, но только не себя. Правильное формирование внутренней картины болезни больного диабетом полностью зависит от родителей, и если вы не хотите в будущем услышать от своего ребенка слова: «Лучше бы ты меня не рожала», то сразу же после постановки диагноза старайтесь себе и ребенку не дать шанса все сваливать на диабет. Помните, ребенок, больной сахарным диабетом, ничем не отличается от других детей и у него есть только незначительные ограничения в диете и выборе профессии.
Как ни парадоксально, но ребенку легче адоптироваться к заболеванию, чем взрослому человеку. Ребенок, взрослея, вместе с диабетом подстраивается под свою ситуацию и выбор профессии, и общественные связи. Если же человеку 20-30лет и он строит множество планов, кем он будет, то, конечно, болезнь вносит свои ограничения, и это бывает достаточно больно с психологической точки зрения. При выборе профессии в подростковом периоде стоит объяснить своему ребенку, что существует ряд профессий, которые могут нанести вред его здоровью, и есть профессии, где он не сможет работать. Особенно часто возникает недопонимание в семье военных, когда отец хотел, чтобы его сын пошел по его стопам и готовил сына к военной службе, но диабет внес свои коррективы. В данной ситуации, возможно, стоит прибегнуть к помощи психотерапевта, который поможет ребенку найти новые жизненные интересы. В этот период особенно важна поддержка родителей и друзей.
Очень важный вопрос в правильности формирования отношения ребенка к своей болезни - это взаимоотношения ребенка с родителями.
Часто эти взаимоотношения можно охарактеризовать как «полный контроль». В такой ситуации родители контролируют абсолютно все. Все свое время родители тратят на создание «среды обитания» своего больного ребенка и, создав такую среду, они, естественно, контролируют каждый его шаг. В такой ситуации мама достигает хороших результатов в компенсации диабета ребенка, но при этом подавляется любая инициатива ребенка, за него решаются и делаются все жизненные задачи. Обычно дети полностью подчиняются воле родителей в вопросах контроля сахарного диабета и не в состоянии без родителей решить любой вопрос компенсации болезни. Хотя было бы намного проще и надежнее обучить своего ребенка самому принимать правильные решения по вопросам диеты и инъекции инсулина, особенно когда он находится в школе. С возрастом ребенок при таком подходе начинает бунтовать, и все может закончиться тем, что он может уйти из дома. Не имея навыков управления своей болезнью, такая ситуация закончится, в лучшем случае, госпитализацией. Полный контроль над действиями ребенка приводит к тому, что повзрослевший подросток имеет отвращение к своему заболеванию и негативное отношение к самоконтролю. Обычно он говорит: «Лучше я проживу год, как хочу, нежели все это выполнять». Обычно контакта с такими подростками не получается, поскольку родители не смогли донести до него мысль, что главное не нормальные цифры сахара крови, а долгая и активная жизнь с диабетом. А то получается, что у родителей на первом плане не сам больной ребенок со своими переживаниями, а компенсация диабета любыми усилиями. Если родители постоянно подчеркивают ребенку, что самым важным является хорошая компенсация диабета, то ребенок скоро поймет, что эту ситуацию можно использовать для достижения своих целей: «не купили новую модель телефона – получайте гипергликомию».
Противоположным типом отношений является полное равнодушие к ребенку, к его болезни, к его будущему. В такой ситуации родители не хотят понимать, что надо делать. Они постоянно «сдают» своего ребенка в больницу, а выйдя из нее, ребенок скоро опять попадает в больницу по причине незнания своей болезни и нежелания родителей обучить ребенка самоконтролю. Если ребенок находится в младшем возрасте, то он быстро становится инвалидом и помочь ему уже бывает зачастую поздно.
Самым правильным взаимоотношением ребенка и родителей является сотрудничество и совместное познавание этого коварного заболевания. У родителей к своему ребенку должно выработаться отношение: «Не жалеть, а помогать». Я покажу тебе, как надо правильно измерять сахар крови и делать инъекцию инсулина, но в дальнейшем ты делать это будешь сам».
Обычно родители задают вопрос: «С какого возраста можно доверить ребенку самостоятельно делать инъекцию инсулина?» Обычно, эндокринологи отвечают, что к 10 годам ребенок сам может полностью контролировать диабет: делать инъекции инсулина, измерять сахар крови, понимать, что можно есть, а что нельзя, рассчитывать дозу инсулина на еду и т.д. Чем быстрее ребенок сам научится контролировать свой диабет, тем лучше будет его компенсация, тем меньше будет ситуаций, когда ребенок не будет знать, что ему делать в отсутствие родителей. В работах по психологии диабета было доказано, что уровень знаний о сахарном диабете у десятилетнего ребенка превосходит знания его родителей. Ребенок лучше своих родителей знает особенности своего организма и протекания диабета и в 10 лет сам готов к самостоятельному и правильному принятию решения.
Итак, вот основные советы родителям, чей ребенок заболел сахарным диабетом.
Постарайтесь как можно раньше выйти из состояния шока. Если поставлен диагноз «сахарный диабет», то уже ничего не изменишь. Не ищите виновного, а создайте атмосферу взаимопонимания и сплоченности. Как можно раньше начните обучение в школе диабета. Вы поймете, что вы не одиноки, что сахарным диабетом болеют и другие дети, которые научились активно жить с этим заболеванием, успешно преодолевая трудности, с которыми столкнулись вы. Школу диабета лучше посещать всей семьей. Это предотвратит споры и разногласия в вопросах выбора методов лечения. Не создавайте ребенку специальных условий. Ребенок должен посещать школу, ходить в кружки, играть с друзьями, т.е. вести обычный образ жизни, который у него был до заболевания. Дайте ему понять, что сахарный диабет - это ведение здорового образа жизни. Что вокруг много людей с сахарным диабетом, которые достигли общественного признания и продолжают вести активный образ жизни. Если подросток впал в депрессию, и сахарный диабет перечеркнул его образ жизни и он не видит смысла в жизни, то постарайтесь вместе найти цель, для достижения которой нужно иметь хорошее здоровье. Дайте ребенку больше самостоятельности в вопросах самоконтроля своего заболевания. Научите его тому, что знаете сами, и он быстрее адоптируется к условиям жизни с сахарным диабетом. Гипогликемия или гипергликемия у ребенка не должны быть поводом к депрессии или расстройству, а только руководством к действию для исправления ситуации. Помните, что диабет - это заболевание, с которым живут миллионы людей, имея семьи, рожая и воспитывая детей, ведя активный образ жизни.
С увеличением числа детей, больных сахарным диабетом, растет и число исследований данного недуга. Диабет давно вышел за рамки обычного заболевания. Сегодня его называют эпидемией ХХI века. Согласно данным международной ассоциации диабета, в 2012 г. в мире было зарегистрировано 371 млн. людей, больных сахарным диабетом. Медики говорят, что к 2030 г. их число достигнет 555 млн. человек. В России, по данным Института диабета РАМН, на начало 2013г. зарегистрировано 3 млн. 782 тыс. больных сахарным диабетом, из них 325 тыс. детей и подростков с диабетом 1 типа и 3 млн. 457 тыс. - больных с сахарным диабетом 2 типа. Такое большое количество больных говорит о социальных аспектах диабета. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе, на работе, в каждом доме есть люди, больные диабетом. Отличаются ли они от здоровых людей, как они себя ведут, что с ними может произойти? Эти вопросы касаются каждого, поскольку никто не застрахован от заболевания диабетом и необходимо знать, что нужно делать, когда больному станет плохо в школе или на работе.
Поскольку большинство людей что-то слышали о сахарном диабете, но не знают детали болезни, то после постановки диагноза наступает состояние «безмятежной неопределенности». Первая реакция родителей – «ну и что, ничего страшного». Эта реакция быстро проходит, когда врач говорит, что болезнь неизлечима и необходимо несколько раз в день делать инъекции инсулина всю оставшуюся жизнь ребенка. Наступает этап потрясения. Первые мысли: «Этого не может быть, врач ошибся. Мой ребенок здоров». Точно такая же реакция возникает и у взрослого человека. Больные начинают доказывать окружающим, что совершенно здоровы. Ведут прежний образ жизни, едят, что хотят и когда хотят, инъекции инсулина пропускают или совсем не делают. Обычно, если этот психологический период совпадает с периодом «медового месяца диабета», то может показаться, что врачи ошиблись и болезнь прошла. Однако, это длится не долго, и через месяц больной попадает в реанимацию с кетоацидотической комой. После реанимации больной или замыкается, или начинает по всем установленным правилам жить с диабетом. Если пациент уходит в себя, он понимает, что сахарный диабет серьезное заболевание и начинает тщательно скрывать его от окружающих. Часто такие больные уходят в туалет, чтобы сделать себе укол инсулина. Такое поведение настораживает окружающих и может привести к ссорам с близкими. Больной начинает изучать диабет по книжкам и статьям в интернете. До сих пор человек думает, что диабет излечим, и он тратит время и деньги на посещение целителей и покупку «эликсиров от диабета». Все это опять заканчивается реанимацией. Контакт больного с эндокринологом затруднен, больной агрессивно ведет себя по отношению к врачам. Все лечебные рекомендации не выполняются, что приводит к резкому ухудшению здоровья, к быстрой инвалидности. Этого всего можно избежать, если своевременно выполнять рекомендации лечащего эндокринолога и посещать школу больных сахарным диабетом, где больного научат жить с диабетом.
Таким образом, знакомство с диабетом начинается с шока. Если заболевает маленький ребенок, то шок наступает у родителей, поскольку ребенок не в состоянии правильно оценить, что с ним произошло. Родителям больного ребенка важно понять, что когда они начнут искать причину и задавать себе вопрос: «Почему именно мой ребенок заболел диабетом?», «что я сделала или что я не сделала?» до развития болезни, сахарный диабет все равно бы развился. Чем младше ребенок, тем легче ему и тем тяжелее родителям. Часто у родителей возникает чувство вины и они начинают искать, кто виноват. «У меня в семье все здоровые- это у тебя бабушка болела, ты виноват». Взрослый больной тоже может найти виновного: «Это ты меня запилила». Болезнь одного члена семьи может вызвать скандал в семье и обострение отношений. Такая ситуация не поможет компенсации диабета, поскольку скандалы и выяснения отношений приводят к стрессу, при котором вырабатывается гормон стресса –адреналин, а он мешает компенсировать диабет. Все силы тратятся не на адаптацию к новым условиям жизни, а на поиск виновного. Родители часто сами себя вгоняют в депрессию. Не происходит мобилизации и принятия правильных решений, а наблюдается безвольное принятие случившегося. Часто разногласия родителей связаны с тем, что один родитель уже стал изучать диабет и выполнять требования эндокринолога, а другой до сих пор находится на начальном шоковом этапе, не верит в наличие болезни или считает, что диабет излечим и без инсулина. Развивается инсулинофобия, подкрепленная информацией от «целителей» , что можно вылечиться без инсулина. В семье возникают новые разногласия. У таких родителей больной ребенок становится средством для завоевания его внимания: мама делает больные уколы, а папа кормит вкусными пряниками.
Родители должны четко понять, что никто не виноват в болезни их ребенка. Они должны вместе выработать единую тактику адаптации к новым условиям жизни ребенка, чтобы помочь ребенку вырасти и найти свое место в обществе.
Мама часто увольняется с работы, когда ребенку ставят диагноз диабет. Если в семье один ребенок, то о рождении второго ребенка не идет и речи. Все время и силы тратятся на защиту больного ребенка. Часто возникает панический страх, что следующий ребенок тоже может заболеть диабетом. Все это нарушает психологический климат семьи и не способствует компенсации диабета ребенка.
Со временем родители видят, что болезнь неизлечима, и что ребенок чувствует себя хорошо и не отличается от здоровых детей при соблюдении правил лечения диабета. Возникает следующий психоэмоциональный этап осознания своего заболевания. На этом этапе ребенок или его родители понимают, что сахарный диабет - это неотъемлемая часть жизни, что диабет – это образ жизни. Для лучшей адаптации ребенка родители сами принимают этот образ жизни. Из дома убираются продукты, содержащие легко усвояемые углеводы: торты, конфеты и т.д. Если родители курят, то им надо расстаться с этой вредной привычкой. Необходимо вместе с ребенком заниматься спортом, по утрам делать физзарядку. Родители вместе с ребенком начинают искать свой образ жизни с сахарным диабетом. На этом этапе необходимо ребенку дать установку на всю жизнь, что он абсолютно нормальный человек, что не надо скрывать свою болезнь от друзей, а наоборот друзья должны знать об этом и в случае необходимости помочь вашему ребенку. Для этого вам самим необходимо поговорить с его друзьями. Очень важно как можно раньше пройти школу диабета, начать обучение, как жить с диабетом. В школе вы увидите, что вокруг вас тоже есть больные диабетом, вы подружитесь и вам будет легче совместно преодолевать трудности. Если обучение начнется поздно или вы от него откажетесь и пустите свою болезнь на самотек, то образ жизни больного диабетом может быть сформирован неправильно. Переучиваться всегда сложнее, чем учиться.
При появлении любого серьезного заболевания человек формирует свое личное отношение к заболеванию, формируется определенное отношение к своей болезни, которое чрезвычайно сильно влияет на соматическое состояние человека. Формируется определенный тип поведения при взаимоотношении больного с обществом. При правильной оценке и правильном формировании отношения к своей белезни происходит полная адаптация больного в обществе. При искаженном понимании, при неправильном формировании своего отношения к заболеванию ребенок с сахарным диабетом плохо приспособлен к жизни. Он будет винить абсолютно всех в своих неудачах, и прежде всего, своих родителей и свой диабет, но только не себя. Правильное формирование внутренней картины болезни больного диабетом полностью зависит от родителей, и если вы не хотите в будущем услышать от своего ребенка слова: «Лучше бы ты меня не рожала», то сразу же после постановки диагноза старайтесь себе и ребенку не дать шанса все сваливать на диабет. Помните, ребенок, больной сахарным диабетом, ничем не отличается от других детей и у него есть только незначительные ограничения в диете и выборе профессии.
Как ни парадоксально, но ребенку легче адоптироваться к заболеванию, чем взрослому человеку. Ребенок, взрослея, вместе с диабетом подстраивается под свою ситуацию и выбор профессии, и общественные связи. Если же человеку 20-30лет и он строит множество планов, кем он будет, то, конечно, болезнь вносит свои ограничения, и это бывает достаточно больно с психологической точки зрения. При выборе профессии в подростковом периоде стоит объяснить своему ребенку, что существует ряд профессий, которые могут нанести вред его здоровью, и есть профессии, где он не сможет работать. Особенно часто возникает недопонимание в семье военных, когда отец хотел, чтобы его сын пошел по его стопам и готовил сына к военной службе, но диабет внес свои коррективы. В данной ситуации, возможно, стоит прибегнуть к помощи психотерапевта, который поможет ребенку найти новые жизненные интересы. В этот период особенно важна поддержка родителей и друзей.
Очень важный вопрос в правильности формирования отношения ребенка к своей болезни - это взаимоотношения ребенка с родителями.
Часто эти взаимоотношения можно охарактеризовать как «полный контроль». В такой ситуации родители контролируют абсолютно все. Все свое время родители тратят на создание «среды обитания» своего больного ребенка и, создав такую среду, они, естественно, контролируют каждый его шаг. В такой ситуации мама достигает хороших результатов в компенсации диабета ребенка, но при этом подавляется любая инициатива ребенка, за него решаются и делаются все жизненные задачи. Обычно дети полностью подчиняются воле родителей в вопросах контроля сахарного диабета и не в состоянии без родителей решить любой вопрос компенсации болезни. Хотя было бы намного проще и надежнее обучить своего ребенка самому принимать правильные решения по вопросам диеты и инъекции инсулина, особенно когда он находится в школе. С возрастом ребенок при таком подходе начинает бунтовать, и все может закончиться тем, что он может уйти из дома. Не имея навыков управления своей болезнью, такая ситуация закончится, в лучшем случае, госпитализацией. Полный контроль над действиями ребенка приводит к тому, что повзрослевший подросток имеет отвращение к своему заболеванию и негативное отношение к самоконтролю. Обычно он говорит: «Лучше я проживу год, как хочу, нежели все это выполнять». Обычно контакта с такими подростками не получается, поскольку родители не смогли донести до него мысль, что главное не нормальные цифры сахара крови, а долгая и активная жизнь с диабетом. А то получается, что у родителей на первом плане не сам больной ребенок со своими переживаниями, а компенсация диабета любыми усилиями. Если родители постоянно подчеркивают ребенку, что самым важным является хорошая компенсация диабета, то ребенок скоро поймет, что эту ситуацию можно использовать для достижения своих целей: «не купили новую модель телефона – получайте гипергликомию».
Противоположным типом отношений является полное равнодушие к ребенку, к его болезни, к его будущему. В такой ситуации родители не хотят понимать, что надо делать. Они постоянно «сдают» своего ребенка в больницу, а выйдя из нее, ребенок скоро опять попадает в больницу по причине незнания своей болезни и нежелания родителей обучить ребенка самоконтролю. Если ребенок находится в младшем возрасте, то он быстро становится инвалидом и помочь ему уже бывает зачастую поздно.
Самым правильным взаимоотношением ребенка и родителей является сотрудничество и совместное познавание этого коварного заболевания. У родителей к своему ребенку должно выработаться отношение: «Не жалеть, а помогать». Я покажу тебе, как надо правильно измерять сахар крови и делать инъекцию инсулина, но в дальнейшем ты делать это будешь сам».
Обычно родители задают вопрос: «С какого возраста можно доверить ребенку самостоятельно делать инъекцию инсулина?» Обычно, эндокринологи отвечают, что к 10 годам ребенок сам может полностью контролировать диабет: делать инъекции инсулина, измерять сахар крови, понимать, что можно есть, а что нельзя, рассчитывать дозу инсулина на еду и т.д. Чем быстрее ребенок сам научится контролировать свой диабет, тем лучше будет его компенсация, тем меньше будет ситуаций, когда ребенок не будет знать, что ему делать в отсутствие родителей. В работах по психологии диабета было доказано, что уровень знаний о сахарном диабете у десятилетнего ребенка превосходит знания его родителей. Ребенок лучше своих родителей знает особенности своего организма и протекания диабета и в 10 лет сам готов к самостоятельному и правильному принятию решения.
Итак, вот основные советы родителям, чей ребенок заболел сахарным диабетом.
Постарайтесь как можно раньше выйти из состояния шока. Если поставлен диагноз «сахарный диабет», то уже ничего не изменишь. Не ищите виновного, а создайте атмосферу взаимопонимания и сплоченности. Как можно раньше начните обучение в школе диабета. Вы поймете, что вы не одиноки, что сахарным диабетом болеют и другие дети, которые научились активно жить с этим заболеванием, успешно преодолевая трудности, с которыми столкнулись вы. Школу диабета лучше посещать всей семьей. Это предотвратит споры и разногласия в вопросах выбора методов лечения. Не создавайте ребенку специальных условий. Ребенок должен посещать школу, ходить в кружки, играть с друзьями, т.е. вести обычный образ жизни, который у него был до заболевания. Дайте ему понять, что сахарный диабет - это ведение здорового образа жизни. Что вокруг много людей с сахарным диабетом, которые достигли общественного признания и продолжают вести активный образ жизни. Если подросток впал в депрессию, и сахарный диабет перечеркнул его образ жизни и он не видит смысла в жизни, то постарайтесь вместе найти цель, для достижения которой нужно иметь хорошее здоровье. Дайте ребенку больше самостоятельности в вопросах самоконтроля своего заболевания. Научите его тому, что знаете сами, и он быстрее адоптируется к условиям жизни с сахарным диабетом. Гипогликемия или гипергликемия у ребенка не должны быть поводом к депрессии или расстройству, а только руководством к действию для исправления ситуации. Помните, что диабет - это заболевание, с которым живут миллионы людей, имея семьи, рожая и воспитывая детей, ведя активный образ жизни.
Комментарии:
Алиса Алиса
Человек с Диабетом
Все темы автора