207 дней, 18 часов, 33 минуты

До всемирного дня диабета!

Международная программа R3i. В борьбе против осложнений сахарного диабета.

Международная программа R3i. В борьбе против осложнений сахарного диабета.
3526
0

Алексей Вадимович, что такое Ry и каковы причины возникновения этого проекта?

Зилов Алексей Вадимович

— Инициатива R31 сформировалась в течение последних 3-4 лет. Идея возникла в умах выдающихся кардиологов, липидологов, эндокринологов стран Западной Европы и Северной Америки. Поскольку даже качественное лечение пациентов с СД2 по-прежнему оставляет большую вероятность развития осложнений, приводящих к инвалидизации. Более того, если пациенты достигают целевых параметров терапии, у них сохраняется высокий риск развития осложнений. R3i = Residual Risk Reduction Initiative (инициатива по снижению остаточного риска). Этот проект направлен на то, чтобы найти дополнительные пути снижения риска инвалидизации или преждевременной смертности у людей, получающих стандартную терапию их заболевания. Эта идея нашла своих сторонников. Инициативу поддерживает медицинская общественность множества стран, в том числе и РФ. У нас создана российская секция этой инициативы под руководством академиков Р.Г. Оганова и И.И. Дедова, которые представляют кардиологию и эндокринологию соответственно.

Основная проблема современной медицины в том, что мы, проводя лечение, ориентируемся на устранение клинических симптомов. И эффективность терапии определяется по уровню выбранных маркеров. Как пример — глюкоза в крови, артериальное давление (АД), параметры липидного спектра и т.д. Эти основные факторы являются устоявшимися, и их важность не обсуждается. Но есть и кофакторы, на которые надо обращать внимание. Инициатива R31 призвана выявлять ко-факторы, ранжировать их по степени значимости и искать пути их устранения.

Какие мероприятия проводятся в России в рамкахэтой программы?

— Россия присоединилась к этой инициативе чуть больше года назад. Пока что идут первые образовательные проекты этой программы-идея R3i была представлена на российском съезде, посвященном сахарному диабету и проблемам микрососудистых осложнений, на собрании Московского общества эндокринологов, существует сайт инициативы пока, к сожалению, на английском языке. Также публикуются идеи и инициативы в российской медицинской прессе и проводятся образовательные программы для врачей.

Что такое остаточные риски?

— Остаточные риски - это понятие собирательное. Это группа патологических факторов, которые обычно не учитываются при лечении трех основных патологических факторов сахарного диабета. Считалось, что необходимо достичь нормализации содержания глюкозы, артериального давления и липопротеинов низкой плотности. Выяснилось, что у пациентов с СД2 сложно достичь нормализации этих трех факторов, но даже если удается достичь целевых показателей, то есть еще целый ряд сопутствующих нарушений, которые предопределяют плохой прогноз для пациента. Это, например, повышение уровня триглицеридов, которое не ликвидируется ни компенсацией углеводного обмена, ни применением статинов, а также снижение уровня антиатерогенных липопротеинов высокой плотности. Таким образом, если удается ликвидировать основной фактор риска, необходимо также корректировать и дополнительные параметры.

Как можно предотвращать возникновение этих рисков?

— Во-первых, можно долго дискутировать о том, что необходимо вести здоровый образ жизни. Основа СД2 - это генетическая предрасположенность к дисфункции бета-клеток, но реализуется она только в рамках инсулиновой резистентности. А инсулиновая резистентность - это следствие висцерального ожирения, неправильного питания и низкой физической активности. Изменение образа жизни (правильное питание, умеренная физическая нагрузка) - наилучшая профилактика заболевания. Однако, даже если заболевание уже есть, эти факторы остаются важными в лечебном процессе. К сожалению, многие больные очень мало уделяют внимания немедикаментозной терапии. Поэтому даже при достижении каких-либо целевых параметров (например, у человека с ожирением - нормальное АД) остается множество других атерогенных факторов, которые приводят к развитию атеросклеротической бляшки, инфаркту миокарда или ишемическому инсульту.

Проблема в том, что даже в Западной Европе и США, где есть четко выстроенная система стандартов лечения, с хорошей доказательной базой эффективности терапии, у отдельных групп пациентов остается достаточно высокий риск осложнений.

На сегодняшний день исследуется целый ряд медикаментозных интервенций, которые могут снизить остаточные риски. Один из вариантов - это улучшение микроциркуляции и дополнительное воздействие на липидный спектр пациентов с сахарным диабетом и метаболическим синдромом. Достаточно интересным препаратом с такими свойствами является фенофибрат (Трайкор). Его особенность заключается в том, что он повышает эффективность статинов и помогает снизить риск развития атеросклероза. У этого препарата есть доказанное многофакторное действие на состояние эндотелия, воспалительные процессы, свертываемость крови - все это улучшает микроциркуляцию, улучшает работу сердца и уменьшает частоту ампутаций, нефропатий, вероятность развития слепоты. Также изучаются другие медикаментозные интервенции, воздействующие на факторы, определяющие остаточные риски. К таким факторам на сегодняшний день относят уровень триглицеридов, антиатерогенные липопротеины высокой плотности, протромбин и др.

Каков ваш вклад в развитие проекта в России?

— Я являюсь одним из участников проекта и с идеологических позиций, и как участник образовательных программ. Мы провели ряд образовательных мероприятий в различных регионах России. Также планируется проведение интерактивных семинаров. Также я, — как член президиума Российской ассоциации эндокринологов, — провожу работу по популяризации идей устранения остаточных рисков среди эндокринологов и стараюсь отражать эти идеи в целевых параметрах клинических рекомендаций.

Источник: http://www.cardiosite.ru/articles/Article.aspx?articleid=10647&rubricid=14