229 дней, 9 часов, 23 минуты

До всемирного дня диабета!

Пауль Вильгельм Генрих Лангерганс, 1847-1888 гг

Но что нам известно о Добсоне? Что мы знаем об Иоганне Бурхарте, предложившем одну из первых диет для людей с "сахарной болезнью", о Феллинге, разработавшем в 1848 г метод определения глюкозы в моче, об Этьене Лансеро, который в 1880 г классифицировал диабет на два типа, об Оскаре Минковском, который совместно с Мерингом вызвал в 1889 г "экспериментальный диабет" у собак путем удаления поджелудочной железы, о французских врачах Жанбоне и Лубатье, трудившихся во время Второй мировой войны над созданием препаратов сульфонилмочевины?

О них и о десятках других медиков и физиологов, чей вклад в изучение диабета бесспорен, на русском языке найдется лишь несколько строк в энциклопедиях или вообще ничего. Более подробно описаны только жизнь и деятельность крупнейших ученых - таких, как Рудольф Вирхов, Клод Бернар, Шарль Броун-Секар; разумеется, в этот перечень попадают Фредерик Бантинг и Чарльз Бест, первыми выделившие инсулин. Но об остальных, как сказано выше, известно очень немногое. К счастью, в последние годы ситуация начала исправляться - так, в журнале "Сахарный диабет" появились материалы о научной деятельности Оскара Минковского  (N 4, 2008) и Пауля Лангерганса (N 2, 2009).

Данная статья также посвящена Паулю Лангергансу, чье имя невозможно предать забвению, так как в историю медицины навсегда вошли два главных его достижения: "клетки Лангерганса" (особый вид дендритных клеток кожи) и "островки Лангерганса" - клетки поджелудочной железы, продуцирующие инсулин и другие гормоны. Его жизнь была трагически короткой - из-за болезни он не дожил пяти дней до 41-го года, но, наперекор всем недугам и ударам судьбы, Пауль Лангерганс являет пример человека великого мужества и неутомимой энергии. К этому нужно добавить его блестящее образование, талант исследователя, любознательность и потрясающее трудолюбие.

Он считается немецким ученым, но уместно напомнить, что 25 июля 1847, когда Пауль Лангерганс появился на свет, единого немецкого государства на карте Европы не существовало. Берлин, город, где жила его семья, был столицей Прусского королевства, и юный Пауль, а также его родители и будущие наставники в науках, были подданными короля Фридриха Вильгельма IV. Он еще лежал в колыбели, когда случилась Мартовская революция 1848 г, за которой последовала эпоха войн за объединение Германии, продлившаяся более двух десятков лет - война с Данией, война с Австрией и самая известная франко-прусская война 1870-71 гг. Пауль еще не успел закончить гимназию, как на трон взошел новый прусский король Вильгельм I, опорой которого стал Отто фон Бисмарк, истинный строитель Германской империи.

Империю провозгласили 18 января 1871 г - в этом году молодой ученый Пауль Лангерганс начал преподавать патологоанатомию в университете Фрайбурга. И, наконец, еще одна дата: в марте 1888 умер престарелый кайзер Вильгельм I, а 20 июля 1888 на острове Мадейра скончался Лангерганс. Кайзеру было девяносто лет, Лангерганс не дожил до сорока одного. Таков краткий перечень политических событий, случившихся за время его жизни. Он родился в Берлине, столице Прусского королевства, пережил войны и социальные пертурбации и умер вдали от родины как подданный уже другой державы, Германской империи.

Несомненно, его семья была уважаемой и весьма состоятельной. Отец, доктор Пауль Август Герман Лангерганс-старший (1820-1909), в честь которого его назвали, являлся не только успешным врачом, но и общественным деятелем, важным магистратом, возглавлявшим Берлинский городской совет, близким другом выдающегося ученого и политика Рудольфа Вирхова. Первой супругой Лангерганса-старшего была Анна Луиза Каролина, в девичестве Кейбел, и Пауль стал их первым ребенком. Затем появились на свет его сестры Элиза и Гертруда, но детей ожидало трагическое событие: в 1853 г их мать скончалась от туберкулеза.

Овдовевший отец вступил во второй брак, и у Пауля появились сводные братья Рихард Фридрих и Эрнст Роберт. Роберт Лангерганс (1859-1904), младший из братьев, стал ассистентом Вирхова и позднее возглавил кафедру патологоанатомии; Рихард, старший, тоже врач, занимался медицинской практикой в Берлине. Словом, это было семейство медиков и ученых, связанное дружескими и родственными узами с берлинской интеллигенцией тех лет. Родственные отношения описаны в источниках очень кратко и в них имеется  неясный момент: в /1/ указано, что Анна Кейбел, мать Пауля, была кузиной (”cousin”) видного эмбриолога Франца Кейбела (1861-1929). Франц Кейбел родился спустя восемь лет после ее смерти, так что непонятно, как Анна Кейбел могда быть его двоюродной сестрой; скорее всего, ”cousin” означает в данном случае ”родственница” - возможно, тетка.

Но вернемся к Паулю. Общее образование он получил в берлинской гимназии "Das Graue Kloster", самом известном и престижном учебном заведении среди германских школ. *) Выдающиеся способности и школьные успехи даровитого юноши были таковы, что его освободили от завершающих обучение устных экзаменов.

В 1865 Пауль начал изучать медицину в университете Йены, где одним из его наставников был известный немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), еще молодой, только что получивший должность профессора. Отзанимавшись в Йене три семестра, Пауль перевелся в университет Фридриха Вильгельма в Берлине.

Тут его наставниками сделались несколько крупных ученых - прежде всего, сам Рудольф Вирхов и молодой ученик Вирхова Юлиус Конгейм (1839-1884).

Жизнь Конгейма была недолгой, он умер в 45 лет, но успел внести немалый вклад в медицинскую науку; его труды переиздаются до сих пор. Что касается Рудольфа Людвига Карла Вирхова (1821-1902), то этот выдающийся физиолог, гистолог и патологоанатом стал основателем клеточной теории и целого нового направления в медицине. Он изучал строение и патологию человеческих органов и такие болезни, как белокровие, проказа, эмболия, тромбоз, туберкулез и т.д., занимался исследованием эпидемий, гигиенической практикой, устройством школ и больниц.

Но этим сфера его интересов не исчерпывается: он также отдал дань антропологическим изысканиям и археологии – достаточно напомнить, что в 1888 г он вместе с Шлиманом, открывшим Трою, совершил путешествие в Грецию и Египет. Он был истинным гуманистом, что сказалось на его политической деятельности - нередко он находился  в оппозиции к властям и защищал интересы обездоленных, полагая, что "врачи - естественные адвокаты бедных".

Словом, с наставником Паулю повезло. В источниках отмечается, что со временем он стал близким другом Вирхова, но здесь следует внести коррективы: Вирхов дружил со своим ровестником Лангергансом-старшим и даже был крестным отцом его сына Рихарда. Разумеется, это не исключает дружеских отношений с Лангергансом-младшим, для которого Вирхов сделал очень много; это была не только дружба, но и покровительство, какое старший и опытный оказывает младшему.

В 1867-68гг, будучи еще студентом, Пауль трудится в лаборатории Вирхова в Берлинском патологоанатомическом институте. Предметом его первых исследований являлась иннервация наружного кожного покрова - то есть снабжение этой телесной ткани нервными клетками. В этой работе он использовал новый по тем временам метод, которому обучился у Конгейма: окраска образцов человеческой кожи хлоридом золота. В результате им были обнаружены разветвленные звездчатые тела, по внешнему виду, как полагал молодой ученый, имеющие сходство с нервными клетками.

Они оставались загадкой на протяжении столетия, пока не были выяснены их иммунологическая функция и значение: особый вид дендритных клеток, т.е. отростки нервных клеток, проводящие нервный импульс. Эти образования Пауль описал в своей статье "Ueber die Nerven der Menschlichen Haut" ("On the nerves of the human skin"), опубликованной в 1868 г в "Virchows Archive" (журнале "Вирховский Архив"). **)

Но наиболее значительной работой Пауля Лангерганса является изучение клеточной структуры поджелудочной железы. Эти исследования он проводил на железах кроликов в процессе подготовки диссертации, которую защитил в двадцать один год, 18 февраля 1869 г. Название его работы: "Beitrage zur mikroskopischen Anatomie der Bauchspeicheldruse" ("Contributions to the microscopic anatomy of the pancreas").

Он описал микроскопическую структуру железы, где среди клеток, продуцирующих панкреатический сок, были рассеяны "маленькие клетки почти однородного содержимого, многоугольной формы, с круглыми ядрами без нуклеолей, большей частью расположенные вместе парами или небольшими группами" (цитата из диссертационной работы). Как отмечено в /4/, точность его наблюдений, сделанных с помощью оптического микроскопа почти полтора века назад, кажется поразительной, невероятной, если сравнивать ее с данными, полученными современными методами. Что касается трактовки результатов, то Лангерганс, конечно, не знал функцию описанных им образований, высказав лишь осторожную гипотезу, что они могут быть лимфатическими узлами. Название "островки Лангерганса" было предложено в 1893 г французским физиологом Г.Э.Лагуссом (Gustave-Edouard Laguesse), который первым отметил, что эти клетки могут продуцировать некий внутренний секрет.

Завершив свое образование и поработав некоторое время в лаборатории Вирхова, молодой доктор медицины отправляется в 1869 г (возможно, в 1870) в путешествие на Восток. С этим его походом следует разобраться, так как в одних англоязычных источниках сообщается, что он был спутником знаменитого немецкого географа и картографа Генриха Киперта, а в других - что он сопровождал Рихарда Киперта, также географа и картографа. На самом деле противоречия нет: знаменитый географ - это Генрих Киперт (1818-1899), а Рихард Киперт (1846-1915) - его сын.

Вероятно, в эту семейную экспедицию молодой Лангерганс попал по совету или прямой рекомендации Вирхова. Вместе с Кипертами он посещает Египет, Палестину, Трансиорданию, ведет антропологические и этнографические исследования, изучает проказу.

Экспедиция вернулась в Европу перед началом франко-прусской войны, объявленной Пруссии Наполеоном III, французским императором, 19 июля 1870 г (война, как известно, закончилась поражением Франции). Активные военные действия продлились до февральского перемирия 1871 г, и на сей раз прусская армия не обошла своим вниманием Пауля Лангерганса - он был призван в сентябре 1970 на годичную службу и направлен врачом в полевой лазарет во Франции.

Без сомнения, это был малоприятный эпизод в его жизни, так как франко-прусская война явилась полнометражной репетицией будущих мировых войн: потери убитыми с обеих сторон - 160 тысяч солдат, уничтожено около 800 тысяч мирных жителей (при том, что население Пруссии и Франции составляло во второй половине XIX века 32 и 35 млн. человек).

Война завершилась, и вскоре, в том же 1871 г, Рудольф Вирхов рекомендовал своего талантливого ученика на должность преподавателя патологоанатомии в университет Фрайбурга-в-Бреслау, весьма почтенное заведение. Там Лангерганс получил сначала должность приват-доцента, а затем - профессора; немалый успех, если вспомнить, что ему было всего лишь 26 лет. Несомненно, молодого ученого ждала блестящая карьера, но вскоре судьба нанесла ему страшный удар: в 1874 г он заболел туберкулезом, болезнью по тем временам смертельной. Вспомним, что от туберкулеза умерла мать Пауля (скорее всего, в 30-32 года), а сам он заразился, как предполагают, при вскрытии трупов в анатомическом кабинете.

В XIX и в начале XX века одним из главных способов лечения туберкулеза - точнее, продления жизни больных, - считался "климатический" метод: благодатная теплая погода, морской или горный воздух и т.д. Все подходящие места в Европе были давно и хорошо известны, так что Лангерганс, в поисках облегчения недуга, направился в Италию, в Неаполь, Палермо и на остров Капри, затем проходил лечение в швейцарском Давосе и других местах. Все оказалось тщетно, и он был вынужден просить об отставке с профессорской должности.

В октябре 1875 он вступил на борт корабля и отправился на Мадейру, остров своей последней надежды. Мадейра, с XV века - португальская колония, лежит в Атлантическом океане в 660 км. К западу от берегов Марокко и в 980 км. от Лиссабона, несколько южнее широты Гибралтара. Этот вулканический остров невелик, примерно 50 км. в длину и 27 км. в ширину; вряд ли он больше половины площади современного Петербурга.

Однако Мадейра отличается разнообразием рельефа и климатических зон: там есть горы высотой 1800 метров, есть пустынные плоскогорья, реки и водопады, девственный лес, живописные скалы и ущелья, прибрежные низменности и горные террасы с фруктовыми рощами и виноградниками. Здесь растет все, от бананов, яблок и киви до сахарного тростника. В окружающих водах - котики, тюлени, изобилие рыбы и прочей морской фауны. Климат мягкий; летом не бывает сильной жары (обычно 25-30 градусов), температура зимнего периода - 15-18 градусов. Остров вечной весны, прославленный своими курортами и знаменитым вином мадера.

Лангерганс обосновался в Фуншале, столице острова. Можно высказать предположение, что по крайней мере некоторое время он провел в деревушке над Фуншалом с уникальным микроклиматом, и этот чистый горный воздух способствовал стабилизации его болезни. Так или иначе, недуг отступил, и он смог с прежней энергией возобновить свои научные занятия. Он увлекся морской зоологией и стал изучать беспозвоночных, совершая регулярные вылазки вниз, к морю и гавани, чтобы выбрать из рыбачьих сетей образцы для исследования.

В серии публикаций в "Вирховском Архиве" он описал и классифицировал около пятидесяти видов морских червей, и одному из них дал, к славе своего учителя и друга, имя Вирхова. Об этих исследованиях, явившихся его третьим вкладом в науку, Лангерганс сделал доклад в 1887 г на заседании Королевской академии в Берлине. Кстати, за эту работу он получил от академии две тысячи золотых марок.

Зоология морских беспозвоночных стала его новым увлечением, но кроме этого он практиковал как врач в Фуншале, лечил главным образом собратьев по несчастью, исследовал влияние климата Мадейры на туберкулезных больных и публиковал статьи по данной тематике в "Вирховском Архиве". Не ограничиваясь этими занятиями, Лангерганс путешествовал по Мадейре и близлежащим островам, изучал их климатические особенности, вел наблюдения за погодой. В результате он составил превосходный путеводитель "Handbuch fur Madeira", опубликованный в Берлине в 1885 г.

В этот же год произошли изменения в его личной жизни: в 38 лет он женился на Маргарите Эберт (Margarethe Ebert), вдове одного из его пациентов. Со своей нареченной он отправился в Берлин, чтобы обвенчаться на родине, в кругу семьи. Возможно, то был его предпоследний визит в Германию - он еще поедет туда в 1887 г, чтобы сделать доклад в академии и в последний раз встретится с отцом, сестрами, братьями и своими учителями. Удивительная ирония судьбы: его отец и Рудольф Вирхов, два близких Паулю человека старшего поколения, его пережили: отец - на 21 год, Вирхов - на 14 лет. Роберт, его младший брат, тоже умер рано, в 45 лет, о датах жизни сестер и брата Рихарда источники не сообщают.

Молодожены Пауль и Маргарита Лангерганс арендовали "Quinta Lambert", прекраснейшую виллу в Фуншале, служившую позднее резиденцией губернатора Мадейры. Здесь родилась их дочь, и здесь, по cловам Маргариты, прошли "три неописуемо прекрасных года" их жизни.

Осенью 1887 г прогрессирующая почечная недостаточность положила конец медицинской деятельности Лангерганса. У него отекли ноги, начались изнурительные головные боли и потеря памяти. Иногда он останавливался в середине фразы и не мог ее продолжить. Он умер от уремии 20 июля 1888 г и был похоронен на кладбище около английской церкви в Фуншале. Это место он выбрал сам, описав его как "подлинное кладбище, уединенное и тихое, хорошее место для отдыха".

Я хотел бы сообщить читателям, что в наши дни термин "островки Лангерганса" известен не только в медицинской практике, но и в художественной литературе. Известный американский фантаст Харлан Эллисон написал новеллу "Дрейфуя у островков Лангерганса: 38 градусов 54' северной широты, 77 градусов 00' 13" западной долготы" (собственно, это географическое положение Вашингтона). Герой новеллы Лоуренс Талбо пытается излечиться от странного недуга (судя по намекам автора, Талбо оборотень).

Для этого его приятель, гениальный ученый, создает крошечную копию Талбо. Дубль проникает в тело недужного, совершая затем долгое и красочно описанное путешествие к поджелудочной железе, отчасти реальное, отчасти метафизическое. К диабету все это отношения не имеет, но в результате манипуляций своей копии Талбо становится нормальным человеком. Думаю, Лангерганс, будь он жив, очень бы удивился, прочитав эту новеллу. 

В заключение статьи считаю своим приятным долгом поблагодарить профессора И.Никберга и профессора И.Чайковского за большую помощь в сборе информации.

Список англоязычных источников

Так как в некоторых случаях даты, имена и факты различаются, мной проводилась перекрестная проверка информации по нескольким источникам. Статьи /1-4/ доступны в интернете. 

1. A.Sakula "Paul Langerhans (1847-1888): a centenary tribute", "Journal of the Royal Society of Medicine", volume 81, Jule 1988 (биографическая статья по случаю столетия со дня смерти Лангерганса).

2. R.Maarten Ereler, Arty R.Zantinga, Max J.Coppes "Paul Langerhans Jr. (1847-1888): A Short Life, Yet Two Eponymic Legacies", "Medical and Pediatric Oncology", volume 22, 1994.

3. Emily Shafer "Paul Langerhans Jr. - the man behind two medical eponyms", "Endocrine Today", July 2008.

4. S.Jolles "Paul Langerhans", "Journal of Clinical Pathology", volume 55, April 2002.

5. Интернет-ресурсы:

http://en.wikipedia.org/wiki/Paul_Langerhans

http://www.s9.com/Biography/Langerhans-Paul

http://archderm.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=531337

path.upmc.edu/cases/case533/dx.html и другие интернет-ресурсы.

Подстрочные примечания

*) Название гимназии "Das Graue Kloster" (на английском "Grey Friars" - так называют францисканцев) можно перевести как "Серый монастырь" или "Серые монахи". Историческое здание этой гимназии ныне не существует - оно было разрушено в 1945 г во время бомбардировок Берлина.

**) "Вирховский Архив" - созданный Вирховым научный журнал "Archiv fur pathologische Anatomie, Physiologie und fur klinische Medizin", получивший затем название "Virchows Archive". Журнал издается и в наши времена.