229 дней, 11 часов, 44 минуты

До всемирного дня диабета!

Выдающиеся спортсмены с Диабетом: Максим Жалмагамбетов

Защитник, с чьим именем связаны самые громкие успехи сборной Казахстана, больше никогда не выйдет на поле. Теперь Максим Жалмагамбетов будет защищать права своих коллег, а Vesti.kz  рецензируют его яркую карьеру игрока, в которой хватало героизма и искренности. 

Память избирательная штука, поэтому при упоминании Максима Жалмагамбетова в памяти всплывает тот самый легендарный матч с Сербией. Тогда он наглухо закрыл Николу Жигичу - серб хоть и отметился голом, но еще несколько раз ничего не мог поделать с казахстанским оппонентом. Жалмагамбетов - олицетворение той сборной, созданной Арно Пайперсом. 

Возможно, Максим никогда не был выдающимся игроком, даже по казахстанским меркам. Но в чем в чем, а в трудолюбии и старанию этому игроку не откажешь. Его критиковали, когда он играл за сборную. И только время расставило все по местам: Жалмагамбетов - один из лучших игроков в истории главной команды Казахстана.

Годы в "Женисе" и "Астане"

Тот редкий случай, когда футболист готов играть за условный ромбик. Максим Жалмагамбетов зарекался не играть за другой клуб, кроме родного "Жениса", позже ставшего "Астаной", но иногда обстоятельства в нашей жизни выше нас. Родной клуб Максима в 2009 году угодил в первую лигу, из которой не может выбраться до сих пор, а самому футболисту не оставалось другого пути, как перейти в "Жетысу" и отправиться в дальнейшие странствия по премьер-лиге.

Вообще в высшем дивизионе Максим Жалмагамбетов появился в 2001 году, когда был включен в заявку "Жениса". Он долго ходил вокруг да около основы, больше играя за фарм-клубы в первой лиге, но окончательно стал своим в "Астане" в 2006 году - с приходом Арно Пайперса.

Чемпионство того же года получилось с оттенком скандала. Но не отменяет того факта, что защитник Жалмагамбетов в том году с 8 голами стал лучшим бомбардиром команды.

Провел матч в качестве вратаря

В одном из интервью Жалмагамбетов признался, что в детстве хотел стать вратарем, как и его старший товарищ Давид Лория. В этой роли он попробовал себя в 2004 году - в матче против команды "Есиль-Богатырь".

Арбитр удалил кипера хозяев Павла Бугало, а на замену вышел Максим Жалмагамбетов, который вместо того, чтобы занять позицию защитника, отправился в ворота. Со своими функциями он справился безупречно: пропустил всего лишь два гола - и те в компенсированное время. Как итог, 2:1.

Вообще Жалмагамбетов запомнится и универсализмом. При Арно Пайперсе защитник открыл в себе бомбардирские данные и по ходу игры частенько перемещался на позицию нападающего. А в сборной дебютировал в полузащите.

Карьера в сборной

Сейчас в это верится с трудом, но когда-то сборная Казахстана состояла из настоящих казахстанцев. Лучший свой результат наша сборная показала в отборочном цикле Евро-08, заняв в своей группе шестое место из восьми команд. Жалмагамбетов был олицетворением и символом той сборной, которая гоняла звездные Бельгию и Португалию и побеждала сборную Сербию.

И больше всего Максим запомнится по той самой победе над сербами. 24 марта 2007 года он наглухо закрыл форварда Николу Жигича - пусть тот и отметился голом, но провел не самый лучший матч в карьере. От бессилия Жигич на последних минутах и вовсе был удален за удар локтем соперника.

За месяц до этого Максим Жалмагамбетов стал лучшим игроком турнира в Шымкенте "Кубок Aлма-ТВ". Какое-никакое, а достижение!

А вообще в сборной самый высокий футболист в ее истории дебютировал в 2004 году в Греции. Ему тогда было всего 21, а в высшей лиге он на момент дебюта он провел всего 15 матчей. Максим в матче с действующим на тот момент чемпионом Европы отыграл 68 минут. А всего за сборную таких игр набралось 30.

Переход в "Антверпен"

Конечно, за бугром у Максима не вышло, но были тому и объективные причины. Из-за проблем с документами он и Сергей Остапенко приехали уже в тот момент, когда травмированные игроки, заменить которых и звали казахстанцев, встали на ноги. По большому счету, шансов проявить нашим в Бельгии так и не дали, и большую часть своей командировки они провели в дубле. Максим вышел в основе всего раз и то на замену.

Но ведь похвальна сама попытка и желание попробовать себя в Европе. Ранее Максим мог уехать и в Словакию с Норвегией. Но у "Слована" не хватило денег на покупку защитника, сорвался трансфер и в "Русенборг".

Бронза в "Иртыше" 

В 2010 году Жалмагамбетов играл в "Иртыше". В Павлодаре он первое время сидел на скамейке, но выгрыз себе место в основе. Именно с ним "Иртыш" в 2010 стал бронзовым призером чемпионата.

Имидж

Прическа а-ля Гути - аккуратно уложенные, чуть длинные волосы, закрепленные резинкой, - стали неотъемлемой частью Максима. Запомнится он нам и таким!

ЧТО НУЖНО ЗАБЫТЬ

Удаление с Азербайджаном 

В отборе на Евро-2008 у Максима, впрочем, был и неудачный эпизод - когда в матче с Азербайджаном он заработал удаление. Однако та красная карточка, из-за которой он пропустил четыре игры, до сих пор на совести судьи из Люксембурга, так что об этом несчастье можно и забыть!

Лига Чемпионов-2007

В том году "Астана" была не готова к европейским свершениям. Да, в первом раунде был пройден грузинский "Олимпи" (один из голов в гостевой игре забил наш герой) - это был первый случай, когда казахстанский клуб прошел во второй раунд ЛЧ. Однако дальше ждало фиаско в матче с "Русенборгом" - 1:7 в гостевой игре.

Впрочем, тогда норвежцы были объективно сильнее. Потом "Русенборг" прошел в группу ЛЧ, где сыграв вничью с "Челси", стал катализатором увольнения Жозе Моуринью из лондонского клуба.

Бюрократия с правами на трансфер

Жалмагамбетов, как и еще несколько астанинских игроков, принадлежал футбольному клубу "Рахат", который одно время был фарм-клубом "Астаны". В казахстанском футболе много удивительных вещей, поэтому об этом факте после завершения карьеры можно и не вспоминать. Да и не вина игрока в этом.

История с болезнью

В сезоне-2009 Жалмагамбетов играл в "Жетысу". Тогда же Ваит Талгаев рассказал о диабете футболиста, но по-настоящему громким вышло заявление другого специалиста - после тестов в сборной Бернд Шторк заявил, что защитник не может играть как раз из-за болезни. Сам Максим позже рассказал, что играл с диабетом больше 10 лет и приводил в пример Пеле, которому в годы его карьеры тоже требовался инсулин.

Последние годы карьеры

Увы, лебединой песни у Жалмагамбетова не вышло. В "Ордабасы" он выходил на поле катастрофически мало, а в "Атырау" и вовсе не сыграл ни разу. Карьеру Максим завершил там же, где и начинал 13 лет назад, в Астане.

Слова

"Жалма, ты мужчина! Вернуться после такого в футбол дорого стоит. Я горжусь тобой, друг мой!" - Давид Лория, 2013 год

"Это поколение другое. Не верил я в Жалмагамбетова как в игрока, а он в  Бельгии выступать будет", - Бауржан Баймухамедов, тренер, 2008 год

"Мы решили дать шанс Максу. Он сполна оправдал доверие. Чувствуется, что человек соскучился по футболу и играет в свое удовольствие",- ТалгатБайсуфинов, 2010 год.

"Голландец Арно Пайперс создал связку центральных защитников из Александра Кучмы и Максима Жалмагамбетова. Причем на тот момент индивидуально слабый Жалмагамбетов за год прибавил в мастерстве так, что можно было диву даваться!" - Казбек Исмаилов, журналист газеты Sport&KS, 2010 год.

Автопортрет

Я родился в футбольной семье. Мой отец,Нурлан Жалмагамбетов, играл за целиноградское "Динамо" в 70-х. Папу я и считаю своим первым тренером.

Вообще я хотел быть вратарем, как мой друг Давид Лория. Наши отцы дружат, и мы с Давидом тоже друзья с самого детства. Он постарше и я старался ему во всем подражать.

Пацаны много шутили: я - центральный защитник, а забил 8 мячей. Пайперс умел использовать сильные стороны каждого. Мы усердно работали над исполнением "стандартов". И получилось так, что я забил больше всех.

Во времена Пайперса все рвались в сборную, летели по первому зову, хромые, косые, больные - без разницы. Я не говорю, что сейчас в нее едут без желания, я же не знаю. 

Журналистов опасаюсь, несколько раз приходилось обжигаться. Да и о чем говорить? Все же на поле видно. Понимаю, что это моя обязанность, что я должен соответствовать статусу профессионала. Но иногда вообще говорить не хочется, а журналисты начинают задавать какие-нибудь глупые вопросы. Например: "Какие чувства вы испытываете после победы?". Что я должен на это ответить? "Огорчение от того, что мы выиграли"?

Когда мы с Остапенко отправились играть в Бельгию, что только про нас не писали! Мол, съездили туристами, играли только в "дубле". И прочее. Но если вы не знаете, что там на самом деле происходило, почему мы не играли, то зачем вообще что-либо писать?

У меня диабет и секрета из этого я никогда не делал. Причем, сколько играю, столько и болею. Это даже болезнью назвать нельзя. Скорее образ жизни. Просто я нуждаюсь в инсулине - и все. В мировом футболе мой пример не единичен: король футбола Пеле тоже играл на инсулине, а Пол Скоулз вообще астматик.

Все, чего я хотел достичь в футболе - играть за сборную Казахстана. Это мечта детства.

Мы играли, прежде всего, за страну, за ее честь, за свою честь, в конце концов!

Стоп-кадр: