230 дней, 1 часов, 22 минуты

До всемирного дня диабета!

АВИАПЕРЕЛЕТЫ И КОНТРОЛЬ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Такой вывод был сделан авторами нового обзора научной литературы, который был представлен на проходившем 25-29 мая 2016г. в г.Орландо (Флорида) ежегодном конгрессе Американской ассоциации клинических эндокринологов (AACE). 
 
 Эта проблема имеет наибольшее значение для пациентов с сахарным диабетом 1 типа и для лиц со 2 типом, которые нуждаются в инсулине. Презентация на конгрессе AACE охватывала обзор 13 различных публикаций, а также предлагаемые на их основе рекомендации. В частности, заблаговременная коррекция доз инсулина или пероральных сахароснижающих препаратов может позволить пассажирам с диабетом благополучно перенести перелет и избежать таких осложнений, как гипогликемия.
 
Доступных литературных данных в обсуждаемой области очень мало, и значительная часть публикаций представляет собой описания отдельных случаев, однако имеющаяся информация позволяет предположить, что до 10% пациентов с диабетом могут сталкиваться во время авиаперелетов с теми или иными осложнениями, из которых наиболее часто встречается гипогликемия. При этом из всех экстренных медицинских ситуаций, требующих незапланированной посадки воздушного судна, до 2% бывают связаны с диабетом, то есть, это достаточно значимая проблема.
 
К типичным опасностям авиаперелетов относится та ситуация, когда получающие инсулин пациенты путешествуют на восток. В этих случаях гипогликемия развивается чаще всего потому, что пациенты вводят инсулин исходя из времени в аэропорту вылета, затем они оказываются в другом часовом поясе, где уже более позднее время, и снова вводят инсулин уже в соответствии с этим новым временем. При этом нередко еще и успевает пройти слишком мало времени между приемами пищи. Напротив, при путешествиях в сторону запада день удлиняется, что может приводить к слишком длинным интервалам между введениями инсулина или приемами других лекарств и, как следствие, гипергликемии.
 
Для пользователей инсулиновых помп авиаперелеты могут быть даже боле опасными, поскольку во время взлета и набора высоты падение давления окружающего воздуха может вызвать образование пузырьков в трубках или резервуаре, что может привести к непреднамеренному болюсному введению препарата из-за перемещения такого пузырька. При посадке, наоборот, доставка инсулина помпой может оказаться заблокированной.
 

Проведенные в гипербарических условиях исследования показали, что количество избыточного или недостающего инсулина в этой ситуации может составлять до 1 единицы. 

 
 А последствием редких случаев быстрой декомпрессии может быть введение более чем 8 дополнительных единиц инсулина.
 
Следует оговориться, что увеличившаяся частота использования аналогов инсулина длительного и ультракороткого действия несколько снизила актуальность необходимости коррекции дозы, чем в прошлом, когда были распространены предыдущие поколения инсулинов, однако дополнительное введение короткодействующего инсулина во время путешествий в восточном направлении остается значимой проблемой. Как было сказано во время обсуждения этого выступления, в этой ситуации пассажирам следует или использовать инсулин с максимально короткой продолжительностью действия, или воздержаться от еды.
 
В общей сложности в анализ вошли 13 публикаций в рецензируемых журналах или абстрактов, в которых предлагались какие-либо рекомендации касательно авиаперелетов при сахарном диабете. В 11 из них рекомендации базировались на мнении экспертов. Из двух других публикаций одна представляла собой проспективное когортное исследование, а вторая – поперечное исследование с участием путешественников с диабетом. Данных по обращению с инсулиновыми помпами, а также с новыми поколениями сахароснижающих препаратов было крайне мало.
 
На основании этой информации авторы произвели анализ нескольких наборов рекомендаций по авиаперелетам с пересечением множественных часовых поясов. В общем и целом, они пришли к выводу о том, что для вводимого перед приемом пищи инсулина (короткого или быстрого действия), а также для сенситизирующих к инсулину препаратов коррекция дозы не требуется. Напротив, при путешествиях в восточном направлении следует воздержаться от применения секретагогов инсулина (производных сульфонилмочевины и глинидов, таких как репаглинид), а прием ингибиторов натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (SGLT2) следует временно отменить при любых авиаперелетах, поскольку эти препараты могут увеличивать риск дегидратации.
 
В отношении базальных инсулинов (промежуточного или длительного действия) необходимы различные варианты коррекции схемы введения, которые в том числе зависят от кратности введения данного инсулина (один или два раза в сутки):
 
  • Если пассажир путешествует на восток (то есть, у него имеется риск гипогликемии), следует снизить дозу базального инсулина пропорционально числу потерянных часов. Если инсулин вводится один раз в сутки, путешественник должен уменьшить дозу (по схеме: обычная доза x 1,0 минус ([число пересекаемых часовых поясов]/[количество часов между дозами базального инсулина]) и введсти ее в обычное время в соответствии со временем в исходном часовом поясе, затем перевести часы и ввести следующую обычную полную дозу в также обычное время (в соответствии с новым часовым поясом).
  • Если пассажи также путешествует на восток, но при этом вводит инсулин два раза в сутки, ему следует ввести уменьшенную первую дозу (рассчитав ее по приведенной выше формуле) в обычное время в соответствии с часовым поясом отправления. Затем ему рекомендуется перевести часы и также ввести уже обычную полную дозу в обычное время (в соответствии с тем часовым поясом, куда он приехал).
  • При путешествиях в западном направлении (и риске гипергликемии) может использоваться корректирующее введение инсулина короткого действия, или можно разделить ту дозу, введение которой приходится на путешествие, на меньшие, так чтобы ее хватило на этот удлиненный день.
  • В тех случаях, когда речь идет о введении инсулина один раз в сутки, пассажирам рекомендуется ввести половину обычной дозы в обычное время в соотвествии с часовым поясом отправления. Затем им следует немедленно перевести часы на время того региона, куда они направляются, и ввести вторую половину дозы также в обычное время (но уже по новому времени).
  • Тем пациентам, которые вводят базальный инсулин два раза в сутки, при путешествиях в западном направлении рекомендуется ввести утром в день вылета обычную утреннюю дозу, а затем в момент следующего планового введения (в соответствии с часовым поясом страны отправления) – половину второй дозы. Затем, после перевода часов на время часового пояса назначения, им следует ввести оставшуюся половину второй дозы в должное время по новому времени.
 
Для пользователей инсулиновых помп предлагаются следующие действия:
 
  • Коррекция суммарной суточной дозы инсулина не требуется.
  • На помпе должно быть выставлено время региона назначения.
  • Чтобы избежать избыточного или недостаточного введения инсулина из-за образования пузырьков во время взлета помпа должна быть выключена, а картридж – отсоединен. (Это невозможно у некоторых моделей помп, в частности, Omnipod [Insulet]. Пользователям подобных устройств рекомендуется переходить в дни перелетов на обычный инъекционных инсулин.)
  • После того, как самолет достигнет эшелона, перед тем как вновь присоединить к помпе картридж, следует удалить все визуально заметные пузырьки. Кроме того, во время полета в картридже должно быть не более 1,5 мл инсулина.
  • Перед посадкой следует отсоединить трубки, а перед тем, как вновь присоединит их, их надо заполнить 2 единицами инсулина.
  • Кроме того, пациентам рекомендуется брать с собой на всякий случай запас базального и коротко действующего инсулина.
 
Разумеется, все эти алгоритмы, при всей своей разумности, базируются только на клиническом мышлении и нуждаются в подтверждении в хорошо спланированных обсервационных исследованиях. Кроме того, следует понимать, что эти рекомендации могут быть индивидуализированы с учетом особенностей пассажира и поездки.