203 дней, 13 часов, 52 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагрань: Слушать, слыша

Катя принадлежит к той категории людей, которых твёрдо можно называть оптимистами, — человек светлый и лёгкий. Быть таковым — не значит легко жить и не знать проблем.

В этом ноябре её сыну Вале исполняется двенадцать. Не будет ошибкой сказать, что он, сжившись со своими заболеваниями — диабетом и тугоухостью — ведёт полную действия и впечатлений жизнь. Не дав острого слуха, природа наделила его другими способностями, недоступными подчас здоровым людям. Например, Валька хорошо рисует. Его рисунки явно более выразительные, чем у многих других, он тоньше чувствует цвет и тона. Он отлично плавает, чувствуя себя в воде, как рыба. Родители водят его в спортшколу для инвалидов, где он занимается этим видом спорта. Кстати: этим летом Валентин занял первое место по плаванию.

- Ему ещё жутко нравится футбол, — делится мама, глядя на сына, который увлечённо показывал что-то на экране компьютера нашей коллеге — «Уже познакомились!». — Но этого я пока дать ему не могу. Может быть, в будущем. Он у нас вообще товарищ увлекающийся. Они мало говорят о диабете. Слава Богу, говорит мама, течение стабильное и пока проблем оно не принесло. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Пока мы разговариваем, Вальке предлагаю кусочек творожного тортика. Кивнув и не поведя бровью, Валя достаёт из кармана куртки ручку, подкалывает (мама наблюдает, сколько в окошке дозатора единиц, всё ли верно) себя в живот и основательно устраивается над блюдцем с тортом, оценивая его пока на вид и готовясь распробовать на вкус: было бы чего волноваться-то… Я, делая добросердечно-спокойный вид и записывая в блокноте какие-то положенные журналисту каракули, мысленно сорвала шляпу перед этим ребёнком.

Чем Валя будет заниматься в жизни, сложно пока сказать даже его родителям. Живопись? Спорт? В специализированных учреждениях часто учат на зубных техников… Однако склад Валькиного ума, по словам Кати, явно математический. К своим неполным двенадцати сын очень неплохо разбирается в компьютере, легко складывает в уме колонку из нескольких трёхзначных чисел. И это — несмотря на то, что, учась в специализированной школе-интернате, ребята проходят в этом возрасте программу ещё только третьего класса обычной школы.

- Однажды Валька нам заявил: «Хочу быть клоуном». Сказал будто бы даже всерьёз. Он очень хорошо пародирует, знакомые часто говорят — надо ему в театральный… Кто знает, как оно повернётся. Эту четверть он окончил хорошистом. Текущие тройки бывают, но это, на мой взгляд, — в силу боевого характера и обострённого чувства справедливости. Такие дети легко возбуждаемы, они глубже переживают неудачи. Но и с этим стараемся справиться — завели дневник поведения. Правда, в школу пару раз всё-таки вызывали, — признаётся, смеясь, Катерина.

Никаких курсов для родителей, которым тоже нужно знать язык глухих, при школе, где учится Валя, нет. Учусь вместе с ним, улыбается Катя. Между собой люди с нарушениями слуха общаются чаще всего жестами, и это очень трудный язык. В судроцентре так же, как и сын, учила алфавит на руках. Врачи говорят, что в радиусе метра со слуховым аппаратом Валя может услышать знакомое ему слово. Необходимость в покупке слухового аппарата для того, чтобы он мог хотя бы частично слышать звуки окружающего мира, — причина обращения Валькиной семьи с просьбой о помощи к различным спонсорам.

- Мы знали, что подобная помощь организациями оказывается, и решили попытать счастья. В этом сентябре наш вопрос положительно решился в одной из корпораций города. Помню, как мы ездили в фирму, занимающуюся продажей и обслуживанием слуховых аппаратов. Перемеряли несколько штук, прямо-таки загоняв всех продавцов. Наконец принесли аппарат последнего поколения, изготовленный в Швейцарии. Валька его как надел — так снимать и не захотелось: подошёл идеально.

До этого раз в четыре года государство выдавало мальчику, имеющему статус ребёнка-инвалида, новый аппарат. Зачастую это были громоздкие коробочки, висевшие на груди. Теперь ситуация изменится кардинально: Вале будет удобно носить прибор, и вполне возможно, слышать он будет гораздо лучше, чем ранее.

…Только взрослея, Валя начинает осознавать, насколько важно ему учиться слышать и понимать. По-настоящему ладить со здоровыми детьми он начал сравнительно недавно.

- Раньше старались никуда его не отпускать от себя, а теперь понимаем, как это нужно любому ребёнку — чувствовать рядом других, — делится своими мыслями Катя. — В этом году он «оттрубил от звонка до звонка» в детском лагере — два года до этого не мог выдержать среди других ребят всю смену. А в этот раз сказал: «Очень понравилось, поеду ещё». Ребята, с которыми общался, замечательно к нему относились. Раньше, глядя на общую фотографию, говорил: вот эти двое — хорошие, остальные — не очень. Теперь всё с точностью до наоборот, и мы этому очень радуемся.

…Уходя, Валька обернулся, окинул взглядом, улыбнувшись, губами сказал: «Пока!» — и помахал рукой.

Так хочется, чтобы дальше по жизни он пошёл так же легко, каким было это движение.

Мария Митасова 

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости