229 дней, 11 часов, 47 минуты

До всемирного дня диабета!

Диахарактер: Воспитывая веру

Оговорюсь сразу: в этой статье не будет ни слова о диабете. По мере того, как шла наша беседа, мне всё меньше хотелось задевать эту тему, хотя такая возможность у меня была. Беседа шла о вещах, в свете которых болезнь — это не больше и не меньше, чем испытание, посланное нам свыше. Точка.

Первое, на что сразу обратила внимание, — глаза моей собеседницы: голубые, с прозрачной прозеленью, излучающие доброе, спокойное сияние. От удовольствия видеть и общаться с этим человеком мне стало невероятно уютно и хорошо. Едва ли старше меня самой, а при разговоре чувствуешь, что этот человек — отдельный мир, в который он пускает и других людей. Меня всегда тянуло к таким. И не потому, что было трудно или в силу душевной слабости. Около церквей и верующих людей чисто. Черпаешь эту искрящуюся, свежую чистоту, как пригоршней из колодца — родниковую воду.

…И вот мы находимся в просторной светлой учебной комнате. Сидим по обоюдному шутливому соглашению без сапог, разувшись — ноги после променада по сугробам промёрзли насквозь. Ступни чувствуют тепло подогреваемого пола. Пахнет деревом, почему-то молоком и ещё чем-то неопределённо-домашним. Вокруг детские рисунки — карандашные ангелы с голубыми глазами, милыми улыбками и крылышками за спиной. Поделки, шкаф с духовной детской литературой и историческими фильмами.

- Воскресная школа возникла тогда, когда монастырь находился в стадии становления, — рассказывает Анастасия. — Сначала он существовал как скит — то есть как неофициальное поселение, состоящее из нескольких человек, а в девяносто шестом году приобрёл статус монастыря. Идея создания школы родилась из насущной необходимости занять чем-либо детишек, пока родители находятся в воскресенье на службе. Поначалу школу посещали всего несколько семей с детьми самых разных возрастов, родители которых помогали после службы в строительстве храма.

Организовал школу отец Анастасии протоирей Александр. Сейчас школа при Свято-Алексиевском монастыре считается самой многочисленной в Саратове. На вопрос, сколько же детей посещают школу, Анастасия широко улыбается:

- Сейчас — около ста. Это приблизительно 30 семей. Удивились? Тогда замечу, что многие — из семей, где по шесть-по семь детей. Если в семье, например, три ребёнка, то в православной среде такие семьи не всегда уже и многодетными считаются. Всего в школе 4 группы — ясельная, где находятся дети от 4 лет и до того момента, когда научатся писать, младшая — от 7 до 11 лет, средняя и, наконец, молодежное сообщество — это уже студенты.

С младшими детьми педагоги занимаются, рассказывая им о самых простых истинах, о Православной вере и Христовой Церкви. Кто это — ангелы? Как Господь создал мир? Каждый хоть раз в жизни задавался такими вопросами. В кружке также рисуют, лепят, поют. В средней группе преподает Матушка Наталья, мама Анастасии — под её руководством ребята занимаются изучением Закона Божьего, истории, притом не только в теории, но и на практике: есть кружок исторического фехтования. Оружие — деревянные мечи, копья — воспитанники под руководством преподавателя делают сами в мастерской.

- Преподаванием в кружках занимаются сами родители, — говорит Анастасия. — Мама пришла преподавать в школу после смерти отца, я была в числе первых преподавателей. К слову, наш учитель истории — один из родителей, по профессии историк. В этом году в его семье родился седьмой ребёнок.

В старшую группу ребята переходят из средней по своему желанию, когда «созревают» для серьёзного, глубокого изучения катехизиса, истории Русской и Вселенской Церквей, основ православной культуры и нравственности. Четырёхгодичное обучение проходит основательно, на уровне, приближенном к первому курсу семинарии.

Помимо прочего, ребята помогают работе монастыря — занимаются швейными и столярными делами, ребята прислуживают в алтаре, а девочки помогают в трапезной, следят за библиотекой школы, изучают домоводство — каждая из них уже с детства видит себя будущей мамой, женой…

В школе царит очень тёплая атмосфера. Семейная — только так и скажешь. Тут не ставятся оценки, как в общеобразовательных учреждениях. Считается, что на ребёнка нельзя давить — такое давление он и так испытывает, учась в светской школе. На образовательный процесс такой подход влияет только положительно: не так давно две старших девочки ездили в Москву на олимпиаду по основам православной культуры и заняли там призовые места.

Основная цель воскресной школы — научить детей не просто слепо верить, а верить осознанно. Воспитанники, вырастая, остаются в церкви и дальше строят свою жизнь сообразно тем основам, которые были там заложены. Это происходит потому, что православная вера, её устои и понятия не мешают жить, а наоборот — помогают.

- Дружу со старшими ребятами, так как сама не намного старше, частенько бываю в их домах, — говорит Анастасия. — Да, живут они, конечно, небогато, но в то же время живут настолько дружно и сплочённо, что начинаешь любоваться этими семьями. В школе стараются, чтобы ребята имели твёрдую почву под ногами. В определённом возрасте большинство из подростков проходят период отторжения всего, что связано с церковью и ассоциирующегося у них с детством.

На мой вопрос, каков, на её взгляд, секрет воспитания достойных детей, живущих в мире с собой и миром, Настя ответила так:

- Хотя своей семьи у меня пока ещё нет, могу с уверенность сказать одно — у меня девять племянников — что ребёнок очень остро чувствует любую фальшь. Поэтому никогда нельзя требовать от ребёнка того, чего не делаешь сам. Нужно воспитывать только своим примером. Только так ребёнок примет хорошее в своё сердце и оставит там на всю жизнь.

Мария Митасова, Саратов

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости