Эксперты разглядели препоны на пути к здоровому образу жизни россиян
Минздрав РФ ознакомил общественность со стратегией формирования здорового образа жизни. Контрольные показатели здоровья населения ведомство Вероники Скворцовой рассчитывает достичь без дополнительных ресурсов.
Проект разработки «Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» размещен на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Как предполагают организаторы здравоохранения, за ближайшие восемь лет удастся сократить на четверть употребление алкоголя, а распространенность табакокурения снизить еще существеннее – на 28% среди взрослых. Что касается детей и подростков, то снижение составит еще больше — 53%. Кстати говоря, предполагается, что результаты борьбы с наркотиками будут куда как скромнее: их вероятный рост сократится только на 4% (по 0,5% в год).
В отношении такого показателя здоровья населения, (связанного с сердечно-сосудистыми болезнями,) как ожирение, количество населения с излишним весом, по прогнозам, и вовсе не сократится и останется на прежнем уровне — 25%. В качестве мер борьбы с лишним весом организаторы рекомендуют такие правила оздоровления, как ежедневная ходьба пешком (не менее 10 тыс. шагов).
Скромные планы по сокращению потребления наркотиков Минздрав объяснил тем, что указанные цифры по распространенности наркомании отражают не только формальное количество наркоманов, состоящих на учете, но и результаты запланированной диспансеризации, то есть количество людей «на подозрении».
Помоги себе сам
«Первая цель – это обеспечение достижений показателей здоровья населения и ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации. Основными направлениями этой работы являются формирование здорового образа жизни, профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний, реализация комплекса мер по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи, по улучшению здоровья матерей и детей, а также совершенствование лекарственного обеспечения на основе реализации принятой уже стратегии лекарственного обеспечения», – поясняла министр Скворцова не так давно для СМИ. То есть формирование здорового образа жизни ведомство вывело на первое по значимости место, что не удивительно в ситуации сокращения ресурсов.
Однако оценивая новый документ Минздрава, эксперты указывают, что в определениях позиций здорового образа жизни должны быть четче определены целевые задачи, которые необходимо решать для каждой группы населения отдельно. Такие задачи довольно сильно отличаются, к примеру, для молодежи и населения «старшей возрастной категории», но в документе этого не просматривается.
Правда некоторые идеи ведомства эксперты поддержали. Так к серьезным достижением Минздрава за этот год все называют принятие закона о защите населения от вредного воздействия табака, который вполне соответствует не только общемировым подходам к этой проблеме, но и Глобальной конвенции ВОЗ по борьбе с курением.
Не встретило возражений также намерение противостоять сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Только при этом должны быть продуманы не только профилактика, но и доступность лечения.
«На мой взгляд, основной фокус Стратегии – снижение смертности от неинфекционных заболеваний – крайне актуален, — говорит Дмитрий Борисов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь», заместитель председателя правления Ассоциации онкологов России. — Ведь они являются причиной более чем 60% всех смертей, согласно общемировой статистике. Соответственно, благодаря конструктивной государственной политике в области профилактики и лечения основных неинфекционных заболеваний (в первую очередь онкологических, сердечно-сосудистых болезней, диабета, заболеваний легких) можно предотвратить большое количество смертей и, следовательно, потерь национальной экономики, индексов человеческого потенциала. Однако нынешняя редакция документа имеет однонаправленный характер, делая основной акцент только на профилактике и ранней диагностике, и полностью исключает значимость такого важного аспекта как доступность лечения. При этом – все рекомендации ООН и ВОЗ в области борьба с НИЗ призывают страны использовать сбалансированный подход при формировании национальных стратегий. На сегодняшний день в этой области у нас в стране существуют большие проблемы – в первую очередь из-за серьезного недофинансирования здравоохранения. Поэтому подход к реализации Стратегии, основной целью которой является именно снижение смертности, должен быть очень сбалансированным: нельзя делать перекос только в сторону профилактики или только ранней диагностики. Необходимо помнить о том, что без эффективного лечения полноценной помощи пациентам оказано быть не может».
Пугают и дополнительные нагрузки на медиков. «Данный законопроект, действительно, необычайно важен, — считает Дмитрий Напалков, д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета Первого МГМУ имени И.М.Сеченова. — Ситуация с сердечно-сосудистой заболеваемостью в стране довольно серьезная. К сожалению, мы входим в лидирующую группу стран по уровню смертности от заболеваний сердца и сосудов. При этом инсульты и инфаркты, приводящие к летальным исходам, можно предупредить как медикаментозными мерами (постоянный прием антигипертензивных препаратов при гипертонии, современных антикоагулянтов при фибрилляции предсердий и т.п.), так и немедикаментозными мероприятиями. Но, как уже неоднократно отмечалось всеми ведущими кардиологами страны, без общей стратегии улучшения состояния здоровья населения все немедикаментозные меры, которые способны достоверно снизить сердечно-сосудистый риск и увеличить продолжительность жизни, реально практически не используются нашими пациентами. Большинство пациентов хочет получить лекарства, которые решат все проблемы, но мало кто готов изменять неправильный образ жизни на здоровый. Я усматриваю единственную сложность не в стратегии, а в ее реализации: если она будет поручена дополнительно к основной работе («в нагрузку») врачам амбулаторно-поликлинического звена, то, боюсь, что они не смогут осуществить ее в полном объеме».
Здорового питания не бывает без ГОСТов
Эксперты также видят в стратегии спорные позиции и прямые недоработки. «В этом документе спутаны понятия стратегий и тактик здравоохранения, — сказал РИА АМИ руководитель Центра организации и управления здравоохранением, профессор, известный общественный деятель Юрий Комаров. – На такой параметр, как долголетие влияет сокращение заболеваемости и смертности , причем по-разному в разных возрастных группах. А смертность – понятие цикличное; она зависит от возраста и пола, и никакие «информационные-коммуникационные стратегии» на нее влиять не смогут. То есть в этом документе нет учета влияния факторов демографии».
По мнению эксперта, «даже при хорошем здравоохранении на здоровом образе жизни в первую очередь отражаются действия Правительства, чтобы его, этот здоровый образ жизни обеспечить. Это экономическая забота государства, а не только проблема здравоохранения. Нужны соответствующие доходы населения, оздоровление условий труда и окружающей среды, воды в первую очередь».
«Какие могут быть здоровые продукты, если сняты требования ГОСТов при производстве продуктов питания! И можно продавать колбасу без мяса? Какая двигательная активность, если уничтожена бесплатная инфраструктура для занятий физкультурой: катки, стадионы, лыжни, бассейны! Здравоохранение получает только последствия утраченного здоровья населения», — восклицает он.
По мнению профессора Комарова, ведомство должно разграничить диспансеризацию и периодические профилактические осмотры населения. «Диспансеризация — это последующее оздоровление людей с выявленными патологиями, а этого понимания нет в документе», — заметил эксперт.
В целом ясно, что времена для здравоохранения наступили трудные, и надо, чтобы действия Минздрава были направлены на главную линию фронта – первичную медико-санитарную помощь. Иначе в условиях дефицита ресурса и кадров документы, на которые потрачено время и силы, рискуют остаться на бумаге, подчеркивает руководитель Центра организации и управления здравоохранением.
Вернуть доверие к статистике
По неясным данным ведомство не опубликовало в проекте ссылки на статистические данные, которыми воспользовалось для расчетов. «Контрольные показатели, которых хочет достичь Минздрав по снижению потребления алкоголя маловероятны, — так оценил представленные цифры д.м.н., руководитель отдела Московского НИИ психиатрии Александр Немцов. – Снижение в России потребления алкоголя в 2005-2006 гг. было, и это было связано с хаосом на алкогольном рынке. Снижение закончилось в 2008 году.
По мнению ученого, сложно достигнуть сокращения потребления алкоголя такими «капельными методами», которые упоминает Минздрав. Слишком спокойно относятся россияне к смертям алкоголиков, подчеркивает Александр Немцов. Ситуацию скорректировать могут только серьезные культурные изменения и повышение доходов населения. Доверия к статистике у эксперта тоже нет. Как заметил ученый, показатель потребления алкоголя в 18л на душу населения, зафиксированный 3 года назад Роспотребнадзором, был «намеренно завышенным, дабы затем очевиднее было снижение до нынешнего показателя в 15 л. Кроме того, для достижения результата, который указан в документе Минздрава, нужны огромные инвестиции.
Эксперты обращают внимание на то, что для получения указанных в документе показателей здоровья населения нужна не только соответствующая организация здравоохранения, но в первую очередь система жизнеобеспечения в местах проживания людей, (а не только 10 тыс. шагов в день). За здоровье граждан, в соответствии с документами ВОЗ, в первую очередь несет ответственность государство. Нет в документе ни слова о развитии учреждений и служб здравоохранения, об улучшении здоровья в привязке к увеличению благосостояния людей, искоренения бедности. Люди утрачивают здоровье не только потому, что неумеренно пьют и курят, но потому, что здравоохранение доступно не всем и не везде. Потому что бедны, не имеют здоровой пищи, не имеют доступ к учреждениям спорта..
Мало реальных механизмов
При этом механизмы достижения показателей и их финансирование в документе не указаны. «Ничего плохого как будто в документе нет, — говорит независимый эксперт и консультант международных экономических и здравоохранительных проектов Владимир Шевский. - Проблема в другом: слишком много изложения общих мест, общих направлений и общих пожеланий. Есть призывы, есть даже попытка установки целевых показателей, а собственно механизмов реализации — нет».
По мнению эксперта, нельзя было сводить в один документ понятия «стратегия» и «план реализации стратегии». В названии речь идет об «информационно-коммуникационной стратегии», а текст представляет из себя памятку о пользе здорового образа жизни и многократное перечисление проблем и пожеланий без приведения конкретных механизмов реализации собственно «информационно-коммуникационной стратегии».
В итоге вместо обоснованных расчетов ресурсов, необходимых для реализации стратегии, Минздрав предложил общую ссылку на источники – бюджеты всех уровней. Такой документ, по мнению эксперта, имеет мало шансов и перспектив исполнения.
Ирина Власова
Источник: АМИ