208 дней, 18 часов, 38 минуты

До всемирного дня диабета!

Госдума хочет защитить бюджет от инвалидов

Соответствующие поправки вносятся в закон о социальной защите инвалидов.

Документом предусматривается, что в случае, если гражданину с ограниченными возможностями не могут быть предоставлены необходимые средства и услуги для реабилитации, он может сам приобрести их за свои деньги. При этом государство компенсирует ему эти затраты. Однако компенсация не будет превышать "размера стоимости соответствующего технического средства", установленного перечнем правительства. Так, согласно этому перечню, инвалид имеет право на коляску с ручным приводом, то есть, приводимую в движение усилием самого владельца. Если же гражданин купит коляску с электромотором, то все равно получит сумму, равную стоимости обычной коляски.

На сегодняшний день норма о компенсации инвалидам затрат на технические средства реабилитации уже присутствует в российском законодательстве, но нет уточнений о том, какая именно компенсация может быть выплачена.

К ТСР также относятся костыли, пандусы, протезы, слуховые аппараты.

Между тем, данный закон по сути отменяет принятое 7 апреля 2008 г. постановление № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", в соответствии с которым при самостоятельном приобретении инвалидом положенного ему по индивидуальной программе реабилитации технического средства реабилитации /TCP - инвалидная коляска, костыль, слуховой аппарат и т.п./, он имел право на 100% возврат потраченных денег.

По словам зампредседателя Госдумы Надежды Герасимовой, «данным законопроектом для инвалидов предлагается установить компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации, но не более стоимости определенной при покупке органами здравоохранения за счет средств федерального бюджета». Принятие данного законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, рапортует Герасимова. При этом по её мнению, изменения в закон «повысит возможность инвалидов на получение средств реабилитации социальной поддержки в более сжатые сроки».

В пояснительной записке к законопроекту его авторы пишут: «Самостоятельно приобретаемые инвалидами TCP, как правило, обладают дополнительными потребительскими функциями, не имеющими отношения к целям реабилитации. В связи с этим их стоимость значительно превышает стоимость TCP, закупаемых по конкурсу /по отдельным TCP - более чем в 10 раз/, что приводит к увеличению расходов федерального бюджета».

Видимо, из-за отсутствия кворума или интереса к рассматриваемому вопросу никто из депутатов не задался вопросом - какие "дополнительные потребительские функции" могут быть у инвалидной коляски, костыля или слухового аппарата. И если это избыточная роскошь, то зачем производители этих функциональных предметов занимаются таким "украшательством".

Чтобы пояснить суть вопроса приведём конкретный пример. Выдаваемая государством ребенку-инвалиду коляска ИИ-2104 стоит в розницу 20 тысяч рублей. Но она весьма неудобна: тяжелая, без амортизаторов, без поворотных колес, громоздкая /не влезает в стандартный лифт/, плохо складывается, ремни и подголовник не регулируются по высоте, нет боковых защит, материал сиденья плохого качества /летом от него жарко, зимой - холодно/. Есть инвалидные коляски без этих недостатков, но они импортные и стоят около 200 тысяч рублей. Это и есть упомянутые авторами законопроекта "отдельные TCP, стоимость которых превышает стоимость закупаемых по конкурсу более чем в 10 раз".

Конечно, это очень дорого и, безусловно, "приводит к увеличению расходов федерального бюджета". Однако, если бы хоть один депутат хоть один раз попытался вывезти ребёнка в отечественной инвалидной коляске из многоквартирного дома на прогулку, он вряд ли назвал избыточными функции амортизаторы и облегчённую конструкцию изделия. Можно только порадоваться, что у депутатов нет детей-инвалидов, но хотелось бы напомнить, что не всем так повезло. Как и то, что руководство страны неоднократно заявляло, что нельзя принимать законы, которые существенно ухудшат нынешнее положение людей.

То, что в среду в зале Госдумы присутствовало менее 226 депутатов, не помешало народным избранникам рассмотреть все эти важнейшие документы. В четверг их только "проголосуют". Хотя представители фракции "Справедливая Россия" апеллировали к регламенту палаты, сетуя, что "законы обсуждаются "тяп-ляп", жаловались на отсутствие дискуссии. Однако первый зампред думского комитета по регламенту и организации работы Госдумы Владимир Асеев подтвердил, что "мы можем обсуждать проекты законов в любом составе, а "час голосования" можем перенести и проголосовать, когда будет кворум".

Общественный отзыв

на законопроект № 433101-5 "О внесении изменений в статьи 11 и 11-1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ":

Предлагаемые законопроектом № 433101-5 поправки в статьи 11 и 11-1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" об ограничении размера денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации (далее - ТСР) - стоимостью ТСР, закупаемых органами Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС РФ) на конкурсной основе, негативно отразятся на обеспечении инвалидов средствами реабилитации и их материальном положении.

Система государственных закупок ТСР через ФСС РФ не способствует обеспечению инвалидов качественными и надежными средствами реабилитации. Для ФСС РФ основным критерием при заключении контрактов на поставку ТСР является цена, при этом не учитываются качество изделия, индивидуальные особенности и возможности инвалидов, повышенная реабилитационная эффективность при дополнительной комплектации тех или иных ТСР.
Для ТСР имеются сроки использования, но дешевые, некачественные товары, приобретаемые ФСС в целях экономии бюджета, очень быстро выходят из строя до их окончания. Органами, уполномоченными оказывать ремонт и замену изношенных деталей, эта функция не исполняется. Достаточно запросить в филиалах ФСС статистику по ремонту ТСР, и станет понятно, что данная услуга существует формально и абсолютному большинству инвалидов недоступна. Инвалиду приходится или самому изыскивать возможность отремонтировать изделие в коммерческих структурах или вовсе остаться без средства реабилитации.

Увеличение доли компенсационных выплат в общих расходах федерального бюджета на указанные цели возросло с 5,1% в 2008 году до 16% в 2010 благодаря тому, что инвалиды постепенно узнали о своих правах и механизме получения компенсации и стали приобретать самостоятельно ТСР, обеспечения которыми ранее, в нарушение действующего законодательства, зачастую приходилось ждать в ФСС РФ несколько лет.

Внесенный на рассмотрение в Государственную думу законопроект негативно отразится на исполнении ФСС РФ своих обязанностей, лишая стимула к своевременному обеспечению ТСР инвалидов. Органами ФСС закупка ТСР производится по оптовым закупочным ценам. В установленные сроки ТСР инвалидам не предоставляются, о чем свидетельствует огромное количество жалоб, и они вынуждены покупать их за собственные средства. Стоимость ТСР в розницу значительно выше оптовых цен, поэтому даже в случае самостоятельного приобретения ТСР аналогичного средству выигравшему конкурс компенсация заведомо меньше фактически затраченных средств. При этом необходимо учитывать, что подавляющая часть семей инвалидов является малообеспеченными, и даже сумма в несколько тысяч рублей практически исключает возможность самостоятельного приобретения и лишает инвалидов права на реабилитацию.

Снижение расходов бюджета в части обеспечения инвалидов ТСР должно осуществляться за счет грамотной таможенной и ценовой политики государства направленной на снижение конечной розничной стоимости ТСР без ущерба в отношении их качества. Сегодня ряд ТСР ввозимых из-за границы имеют льготы по таможенным платежам и в части уплаты НДС но, несмотря на это торговая наценка на импортные образцы ТСР при их реализации на территории России законодательством не ограничена и инвалиды вынуждены приобретать ТСР в разы дороже, чем они стоят в стране производителя. Необходимо стимулировать отечественного производителя к производству качественных, конкурентоспособных изделий.

Конвенция ООН о правах инвалидов признает, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включаю свободу делать свой собственный выбор. Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 гг.» предусматривает разработку и внедрение нового механизма финансирования и предоставления инвалидам услуг и товаров реабилитационного назначения, направленного на повышение их качества, условий получения, с одновременным предоставлением инвалиду права выбора поставщика этих услуг и товаров. Принятие законопроекта в представленном виде противоречит задачам данной программы. Ущемление прав инвалидов в части полной компенсации за самостоятельно приобретаемые ТСР провоцирует социальную нестабильность и лишает людей с ограниченными возможностями надежды на качественную реабилитацию.

Убедительно просим Вас принять во внимание данное мнение общественности при рассмотрении законопроекта № 433101-5.

Источник: http://www.ami-tass.ru/