203 дней, 20 часов, 24 минуты

До всемирного дня диабета!

Как просить и давать деньги, не падая в обморок?

Прошлой весной на проходившей в Минске III Международной встрече лидеров диабетических ассоциаций Восточно–Европейского региона под эгидой IDF многие руководители региональных организаций "Детского диабета" впервые услышали слово "фандрайзинг", легко и привычно произносимое докладчиками из европейских стран и России. Это английское слово, сегодня очень популярное у наших западных  и восточных соседей, дословно переводится как "увеличение ресурсов", "сбор денежных средств" и означает деятельность по привлечению средств на некоммерческие проекты. То есть то, чем приходится постоянно заниматься таким общественным организациям, как "Детский диабет".

Но тот, кто хоть раз был в роли просителя, знает, как трудно набрать нужный телефонный номер, открыть нужную дверь, чтобы попросить деньги – не для себя лично, для других людей, для больных детей. Еще труднее сделать вторую попытку, если в первую услышал отказ. А если и не отказали, то надо проявить отменную юридическую и финансовую грамотность, чтобы обещанные деньги были получены, использованы на задуманную благую цель и чтобы каждый потраченный рубль был зафиксирован в отчете со всеми нужными подписями и печатями и в срок послан куда следует. В общем, жуткая морока! Но без нее такие формирования, как общественные объединения больных людей и родителей детей–инвалидов, просто не смогут выполнять свои функции.

На упомянутой выше встрече в Минске в числе прочих обсуждались и вопросы по части ведения эффективного фандрайзинга. Хочется ее продолжить и познакомить вас с выдержками из одной интересной статьи, опубликованной в российском журнале "Бизнес и общество". Ее автор, Вера БАРОВА, исполнительный директор благотворительного Фонда развития г.Тюмени, представила результаты исследования мотивов, которые подталкивают бизнесменов к оказанию благотворительной помощи. Надеемся, что эти сведения помогут и нашим общественникам более грамотно и результативно решать проблему финансового обеспечения своей деятельности.

– Можно ли сделать так, чтобы люди с радостью расставались с деньгами? Можно, когда речь идет о вещах, значимых для обеих сторон. В нашем исследовании изучению подверглись две категории респондентов: физические лица, т.е. простые граждане, и юридические лица – это, как правило, менеджеры высшего звена предприятий.

Как показали результаты анкетирования, подавляющее число опрошенных (78% физических и 86% юридических лиц) принимают участие в благотворительной деятельности. При этом юридические лица основными мотивами назвали общественный долг и социальную ответственность перед обществом, а также жалость и милосердие. Для физических лиц ведущими мотивами благотворительности оказались: социальная безопасность, воспитание, самореализация и религиозный. Интересно, что определенная разница в мотивах была у мужчин и женщин. Для мужчин важнее, чем для женщин, оказались мотивы признания и выгоды. Женщины в большей степени при оказании благотворительной помощи руководствуются мотивами безопасности и воспитания.

Вот так они формулируют цели бизнес–организации: демонстрируем социальную ответственность и цивилизованность; реализуем маркетинговую и PR–стратегию (выход на рынок, продвижение продукта); привлекаем кадры; способствуем снятию социальной напряженности; приближаемся к местным властям; получаем налоговые льготы.

Интересны формулировки личных целей: приятно давать; "я не хуже N"; жалко просителя; хочу спокойствия (пусть отстанут); поддерживаю своих; рассматриваю как часть личного имиджа PR; имею моральную потребность.

Даже этот не полный перечень позволяет судить о том, что просить деньги у бизнесменов – занятие далеко не бесперспективное. И об этом знают многие! Не секрет, что наиболее предприимчивые сделали этот род занятий для себя основным источником безбедной жизни.

Хорошо, что медленно, но верно у нас в России появляется культура взаимодействия благотворителя и благополучателя на основе взаимной ответственности, корректной отчетности и получения результата.

Работая седьмой год, команда благотворительного Фонда развития города Тюмени освоила самые простые истины:

  1. Люди дают деньги на успех, а не на бедствие.
  2. Люди дают деньги на перемены к лучшему.
  3. Люди дают деньги на благотворительные возможности, а не на нужды.
  4. Люди дают деньги людям.
  5. Люди не дают деньги, пока их об этом не попросят. И они не дают крупные суммы, пока их не попросят о крупных суммах.
    1. Люди дают деньги, потому что хотят.

Но любой благотворительный акт может состояться только при наличии трех основных элементов:

  1. Вера в то, что организация действительно делает хорошее дело и потратит деньги на тех людей или на решение тех проблем, на которые просит.
  2. Надежда на то, что независимо от размера пожертвования оно действительно необходимо и поможет изменить ситуацию или положение конкретных людей.
  3. Бескорыстие – жертвователь не рассчитывает получить что–либо взамен.

 

Эти простые истины для любой благотворительной организации достигаются большим упорным трудом.

Помня о том, что новое – это хорошо забытое старое, мы обращаемся к опыту наших зарубежных коллег и к российским традициям. Например, к традициям организации благотворительных сезонов и благотворительных балов. Вот где наши партнеры–бизнесмены с радостью расстаются с деньгами! Участие в аукционах и конкурсах, дамских базарах и реализации необычных услуг позволяет им продемонстрировать свою финансовую состоятельность и социальную ответственность. Огромные возможности у игровых форм фандрайзинга – речь идет об организации благотворительных спектаклей, фестивалей, футбольных матчей и других мероприятий, которые становятся заметными событиями в местном сообществе и приносят дополнительные средства.

Такой подход трудно назвать "просительством". Это больше похоже на сотворчество, вдохновляющее на то, чтобы расстаться с деньгами и никогда об этом не жалеть.