-1 дней, -22 часов, -36 минуты

До всемирного дня диабета!

Лицом к тарелке. Как научить себя и своих детей есть правильно?

Лидия Юдина, «АиФ»: Игорь Яковлевич, правда ли, что дети гораздо быстрее, чем взрослые, подсаживаются на пищевой «мусор»? 
 
Игорь Конь: Специальных исследований на эту тему не проводилось, но по опыту могу сказать: так оно и есть. Объяснений этому факту несколько. У детей ещё не сформированы пищевые пристрастия - они охотно пробуют всё новое. К тому же у них сильнее, чем у взрослых, развито чувство стадности - они предпочитают есть то, что едят приятели. Плюс у нездоровой пищи более острый, яркий вкус, чем у традиционной дет­ской еды, которую принято недосаливать и готовить без применения специй. Неудивительно, что пищевой «мусор» для детей оказывается более привлекательным. Поэтому сейчас технологи бьются над проблемой, как сделать вкус полезной еды таким же ярким, как у вредной.
 

Нужно помнить: самая большая опасность нездоровой еды не в большом количестве специй, а в большом количестве калорий, а это путь к ожирению. 

 
Хорошо бы, чтобы к выработке у ребёнка правильных пищевых предпочтений приложили руку и родители. Нельзя каждый день кормить детей скучными дежурными блюдами - учитесь вкусно готовить, тогда ребёнок не будет так жадно смотреть «на сторону». 
 

Минус сладкое

 
- Можно ли научить ребёнка игнорировать вредную еду? 
 
- Запретами и наказаниями этого добиться невозможно. К тому же нездоровая еда доступна, ребёнок может купить её на карманные день­ги. Действовать можно только уговорами, разъяснениями и личным примером. Для дошкольников родители - идеал и пример для подражания. Поэтому важно, чтобы мама-папа тоже ели здоровые продукты. 
 
Для школьников можно избрать другую тактику. Хочешь, как Брюс Уиллис, спасать мир? Ешь мясо и творог. Или... где ты видела толстую принцессу? Завязывай с пирожными. 
 
- Тяга детей к сладкому - это норма или ошибка воспитания? 
 
- Это данность. И все разговоры о необходимости исключить сахар из детского рациона обречены на провал. Ребёнок много двигается, ему нужны источники энергии, а это как раз сладкое. Другое дело, что желательно выбирать правильные сладости (зефир, пастилу, мармелад), а не чупа-чупсы.
 

Ни рыба ни мясо 

 
- Есть дети, которые прин­ципиально не едят какие-то продукты - молочные или рыбу. Что делать в таких случаях? 
 
- В первую очередь - убеждать и уговаривать. Если уговоры не помогают, нужно обследовать ребёнка. За нелюбовью к молочному часто скрывается дефицит лактазы, фрукты отказываются есть дети с кариесом или нераспознанным гастритом. Важное значение имеют и особенности питания женщины во время беременности и в период лактации, когда пищевые пристрастия впитываются с молоком матери. Чем разнообразнее питалась в этот период мать, тем шире будут пищевые предпочтения ребёнка. 
 
- Одни дети едят из-под палки, другие метут всё подряд... 
 
- Нужно различать капризы и реальное отсутствие аппетита. Самый тревожный симптом - замедление роста на фоне плохого аппетита. Обычно это вызвано либо хроническим заболеванием (ревматизм, туберкулёз и т. д.), либо генетическими проблемами. Снижение аппетита бывает у детей, рождённых с перинатальной патологией (тяжёлые беременность и роды, родовые травмы, асфиксия, нарушение мозгового кровообращения). Они нуждаются в длительной реабилитации, и плохой аппетит - показатель того, что её нужно продолжать. 
 
Волчий аппетит может быть симптомом сахарного диабета, гипертиреоза и психических нарушений. Если обследование исключило эти проблемы, повышенный аппетит нужно сдерживать. Это прямой путь к избыточной массе тела. Сейчас в России у 15-20% детей и подростков лишний вес и у 5-10% - ожирение.
 
- Какие продукты обязательно должны быть ежедневно в рационе детей? 
 
- Источники белка - мясо (лучше чередовать с рыбой), источники углеводов - крупы (самые питательные - овсяная и гречневая, но нужны и другие). Молоко и молочные продукты  - источник кальция, необходимого для роста костей и зубов. Овощи и фрукты - поставщики полезных веществ, в том числе пищевых волокон, необходимых для правильной работы кишечника.