230 дней, 12 часов, 12 минуты

До всемирного дня диабета!

Могут ли ОО и МОО стать предпринимателями в политике охраны общественного здоровья?

У общественных организаций есть немалые возможности создавать новую политику общественного здравоохранения, которая окажет огромное влияние. Инг Каул – директор офиса по разработке Исследований программы развития соединенных Штатов (UNDP) пишет: «сегодня общество имеет отношение не только к государству. скорее это означает соединение воедино людских масс со всеми их различиями для того, чтобы вместе понять, что нас заботит, определить наши общие предпочтения, то есть заключить своего рода честную сделку. И тут не обойтись тем, чтобы просто взять и передать выполнение этой задачи выбранным нами представителям, государственным или международным чиновникам».  (1 )

Некоторые думают, и в этом наблюдается тенденция, что общественные организации существуют в первую очередь для того, чтобы повышать уровень обслуживания, проводимого государством, которое не всегда с охотой обеспечивает полную поддержку секторов охраны здоровья и социальных секторов. в связи с этим общественный сектор призван ликвидировать этот пробел, то есть заполнить тот вакуум, который «образовался в государстве всеобщего процветания». Точно так же многие видят роль международных общественных организаций в том, что они по существу занимаются лоббированием в правительстве и на уровне финансистов международного уровня, а также повышают профиль «их заболевания» для извлечения стратегических преимуществ. Я бы поспорил с тем, что роль оо и Моо должна и может быть ограничена только этим. более того, это вводящее в заблуждение упрощение – видеть в новых формах управления лишь отражение правительственной идеологии и сопротивления процветанию.

Задачи эффективного государственного управления в охране здоровья

На государственном уровне существует несколько причин, по которым правительствам сложно проводить эффективную общественно-государственную политику, особенно в плане предотвращения хронических, неинфекционных заболеваний, таких как диабет, а также причин, по которым возможности некоммерческого сектора и частного сектора столь важны для будущего здоровья всего населения. в секторе здоровья большая часть бюджета здравоохранения страны направлена на клиническую и медицинскую службу. (в развитых странах с государственной системой здравоохранения значительная его часть может уходить на субсидирование фармацевтики.) Другими словами, затраты здравоохранения в основном поддерживают систему «лечения болезней». Медикаментозность политики здравоохранения и приоритет, отдаваемый реагированию на лечение болезней, вызывают немало критики. Но в то же время это – факт, который будет присутствовать в нашей жизни и в будущем, ограничивая бюджет и политические интересы для их реагирования на такую важную задачу, как предотвращение.

Другой фактор – это концептуальные, политические и логистические сложности регулирования всех этих факторов, которые формируют результаты мероприятий по охране здоровья и могут считаться детерминантами здоровья и болезней. люди, работающие в оо и общественных организациях, связанных со здоровьем, понимают, что здоровье общества – это продукт динамичных взаимоотношений между нашим генетическим вкладом, нашим поведением и образом жизни, нашей окружающей средой. в области хронических заболеваний (которые влекут за собой большое количество смертей во всех регионах мира, кроме стран африки южнее сахары), образ жизни и факторы семейной жизни очень важны и оказывают самое большое влияние на общественное сознание. Но эпидемиологические исследования подтверждают, что здоровье зависит от многих причин и является продуктом взаимодействия социально-экономических, экологических, поведенческих и биологических факторов, частично измененных медицинскими вмешательствами.(2) Эффективная политика предотвращения должна задействовать все эти детерминанты.

Один довольно ограниченный подход к политике общественного здравоохранения сосредотачивается на установлении поведенческих факторов риска, включая диету, физическую активность и курение, и нацелен на тех людей и на те группы, которые имеют наибольший риск. однако эта политика, способствующая оздоровлению образа жизни, воспринимается как принудительная или дискриминационная, и в ней присутствует риск ущемления гражданских свобод. люди хотят, чтобы с ними обходились честно, никто не желает «государстваняньки». вот почему политика, направленная на сознательное изменение поведения людей, будет успешно работать через предоставление информации, советов и предупреждение о рисках.

Речь не о том, что государству нечего и пытаться напрямую регулировать частное поведение. Например, законы, ограничивающие курение в закрытых общественных местах, однозначно ограничивают свободу отдельных людей и подкрепляются штрафами. поскольку общественное восприятие целесообразности со временем меняется – большинство людей начинает радоваться возможности дышать свежим воздухом – некоторые правительства и местные органы самоуправления некоторых стран, включая австралию и соединенные Штаты, пошли еще дальше, запретив курить в машинах, в которых находятся дети, на скамейках, местных спортивных площадках и под навесами автобусных остановок. однако есть пределы степени регуляции государством частной жизни: успешные законы должны опираться на широкий консенсус относительно целесообразности. (3)

Для того, чтобы осветить истинные причины нездорового поведения, усилия политики общественного здравоохранения также могут «двигаться по восходящей», привлекая внимание к экономическим, экологическим и социальным детерминантам плохого здоровья. по крайней мере, в области продуктов питания, напитков, алкоголя и табака общественная политика рискует вмешаться в рыночную экономику. И хотя правительства наделены полномочиями регулировать бизнес и различные сектора экономики, преобладающий во многих странах консенсус – это избегание действий, которые могут подорвать рынок и процесс конкуренции, ведь считается, что «свободная рыночная экономика необходима сильному и процветающему обществу».(4)

Вот почему политика общественного здравоохранения – спорная территория для правительств, особенно потому, что затрагивает хронические заболевания. правительствам очень сложно вводить эффективную и всестороннюю политику предотвращения. курение, диета, употребление алкоголя и физическая активность – все это во многих обществах дело личного выбора. кроме того, вредные привычки напрямую обогащают мощных производителей, розничных продавцов и промышленные ассоциации, которые, не колеблясь, используют свои деньги и влияние на препятствование общественной политике и нормам регулирования, которые могли бы снизить их доходы.

Предприниматели от общественной политики здравоохранения

В отличие от правительств, оо и организациям частного сектора не хватает демократических мандатов и законных полномочий. с одной стороны, у них есть сравнительные преимущества в области управления здоровьем. Эти преимущества могут включать в себя специализированные знания и опыт, способность получать доступ в правительство, оставаясь независимыми от политических партий, способность извлекать пользу из сМИ, четкие стратегические усилия и высокий уровень доброй воли. все эти характеристики формируют общественное доверие и могут стать основой для предпринимательства в общественной сфере.

Общественная политика, создаваемая общественными организациями, работающими в области здоровья, не может внедряться через законодательство. ее легитимность и внедрение зиждется на различных принципах, включая маркетинговые механизмы. Например, в Австралии программа «тик» кардиологической организации иллюстрирует способность оо использовать свой статус в качестве надежного источника информации о здоровье для того, чтобы служить гарантией качества и иметь способность улучшать питание на уровне населения. символ «тик» на упаковках продуктов питания и напитков – это вмешательство в пищевую промышленность, предоставление производителям коммерческих преимуществ через разрешение использовать символ на продуктах, одобренных программой «тик». И в то же время это – польза для общества, ведь потребителям, таким образом, прививается интерес к своему здоровью и желание выбирать здоровые продукты. способствуя развитию более здоровых продуктов питания через спрос потребителя, программа «тик» приносит здоровью общества пользу, которая ничего не стоит государству. в августе 2006 года кардиологическая организация расширила радиус «тика» - теперь этим символом можно помечать еду, съедаемую за пределами дома.

В США примерно одна третья часть калорий обычного рациона состоит из пищи, приготовленной за пределами дома.(5) Несмотря на всю свою спорность, распространение символа «тик» на рестораны и пункты продажи фаст-фуда демонстрирует возможности общественных организаций информировать потребителей и влиять на их вкусовые предпочтения, что приносит здоровью общества ощутимую пользу.

Новые возможности

Правительства склонны способствовать развитию политик охраны общественного здоровья, но у них меньше готовности и, возможно, способностей развивать такую политику на рабочих местах и в местных сообществах. Законодательство – затупленный инструмент. оо и частный сектор могут иметь сравнительные преимущества в создании политики охраны здоровья общества в этой области, ведь они готовы принять роль политического предпринимателя.

"ОО и частный сектор могут иметь преимущества в создании общественной политики охраны здоровья, ведь они готовы принять роль политического предпринимателя."

На международном уровне формирование Глобальной сети Неинфекционных Заболеваний(NCDnet), спонсируемой всемирной организацией Здравоохранения, могло бы обеспечить Моо дополнительными возможностями координировать государственные и глобальные стратегии. объединив оо, специализирующиеся на определенных болезнях, с заинтересованными сторонами, активно продвигающими контроль над табаком, здоровое питание и физическую активность, NCDnet ставит своей целью «повышение приоритета, отдаваемого неинфекционным заболеваниям в проектировании» и «катализацию эффективных действий множества заинтересованных сторон на глобальном и национальном уровнях». (6)

Вкратце можно сказать, что бремя хронических неинфекционных заболеваний в странах мира заставляет задуматься о важной необходимости инноваций в политике охраны общественного здоровья, которая затронет весь ряд факторов, определяющих исходы хронических заболеваний, и которая задействует весь потенциал политического предпринимательства оо и Моо. Здоровье – это «совместное производство многих актеров на каждом уровне общества».(7) Улучшение здоровья населения зависит не только от личных усилий или государственной политики, хотя, конечно, все это играет важную роль. Но еще оно зависит от готовности авторитетных и способных общественных организаций расширять границы своих ролей и использовать творческий подход в своем становлении предпринимателями в политике охраны общественного здоровья. 

Роджер Магнуссон  

Роджер Магнуссон – профессор по Здравоохранительному Праву и Управлению на юридическом факультете Сиднейского Университета, Австралия (R.Magnusson@usyd.edu.au).  

Ссылки  

1 KauI I. Global public goods: what role for civil society? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly 2001; 30: 588-602.  

2 Australian Institute of Health and Welfare. Australia’s Health 2006. AIHW. Canberra, 2006: 141.  

3 Kersh R, Morone J. The politics of obesity: seven steps to government action. Health Affairs 2002; 21: 142-53.  

4 Gostin LO. Legal foundations of public health law and its role in meeting future challenges. Public Health 2006; 120: 8-15, at 13. 

5 Guthrie JF, Lin B, Frazao E. The role of food prepared away from home in the American diet, 1977-78 versus 1994-96: changes and consequences. Journal of Nutrition Education and Behavior 2002; 34: 140-50.  

6 World Health Organization. New network to combat noncommunicable diseases. 8 July 2009. www.who.int/mediacentre/news/ releases/2009/noncommunicable_ diseases_20090708/en/index.html  

7 Kickbusch I, Lister G (eds), European Perspectives on Global Health: A Policy Glossary. European Foundation Centre. Brussels, 2006: 7.

  Источник: http://www.diabetesvoice.org/ru/issues/09/12/14/izdanie-54-nomer-3