207 дней, 23 часов, 31 минуты

До всемирного дня диабета!

Обзор заключенных контрактов на инсулины в 2017 году

Сахарный диабет (СД) — хроническое неинфекционное заболевание, темпы роста распространенности которого приобрели масштаб мировой эпидемии. СД в России встречается все чаще и чаще. На сегодняшний день РФ входит в пятерку стран-лидеров такой неутешительной статистики. От СД 1-го типа в РФ страдает примерно 250 тыс. человек*. Эти люди — и взрослые, и дети — нуждаются в постоянных инъекциях инсулина. Их жизнь состоит из графика измерений уровня глюкозы в крови и поддержания необходимого ее уровня с помощью уколов.
 
Гораздо чаще в популяции встречается СД 2-го типа — в РФ таковых насчитывается более 3,5 млн человек*. Хотя СД 2-го типа принято называть инсулинонезависимым, но на сегодняшний день установлено, что почти все пациенты, страдающие данным типом диабета, на определенной стадии заболевания нуждаются в применении инсулина.
 

Сладкие деньги

 
В России инсулин для больных СД в подавляющем большинстве случаев закупается государством и предоставляется пациентам бесплатно. Именно поэтому госзакупки инсулина представляют особенный интерес. Ведь при столь удручающей эпидемиологической статистике остается надеяться на рост бюджетных затрат на приобретение жизненно необходимого для миллионов пациентов препарата. Впрочем, деньгами еще никакое заболевание вылечить не удавалось. Поэтому важнее динамика закупок в натуральном выражении (в упаковках). Впрочем, именно на инсулиновом рынке особое значение имеет динамика рынка, просчитанная в международных единицах (МЕ — специфическая активность количества массы стандартного образца).
 
Если исходить из затрат государства, то в 2017 г. ситуация с инсулинами выглядит вполне оптимистичной: после падения на 4,6% в 2016 г. произошел существенный рост госзакупок (+12,8%), превзойдя уровень 2015 г. на 1,2 млрд руб. (рис. 1). С точки зрения упаковок ситуация не столь радостная: падение в 2016 г. на 7,5% в 2017 г. не было компенсировано ростом (+3,2%), в итоге закупки инсулинов за государственный счет в 2017 г. снизились по сравнению с 2015 г. на 400 тыс. упаковок. Что касается закупок инсулинов, измеренных в МЕ, то после падения в 2016 г. роста в 2017 г. практически не последовало. Выходит, что дополнительный бюджет был просто освоен производителями без роста потребления инсулинов.
 
 
 

Дела контрактные

 
Для госзакупки инсулинов заказчик в соответствии с регуляторными нормами должен выбрать в качестве оптимального поставщика оптимального производителя и заключить с ним контракт. Количество заказчиков в 2015—2017 гг. практически не изменилось. Инсулин закупают около 3 тыс. организаций. А вот количество поставщиков в тот же период снизилось с 611 до 550. В контракты 2017 г. попала продукция 19 производителей инсулинов. В этой сложной с точки зрения комбинаторики системе ежегодно заключается около 12 тыс. контрактов (рис. 2).
 
Интересна тенденция увеличения доли контрактов со сроком исполнения в год заключения контракта. В 2015—2017 гг. доля таких контрактов выросла с 76 до 81%, что косвенно свидетельствует о растущей тенденции экономии бюджета заказчиками. Они уже не оставляют государственные деньги на потом, предпочитая решать потребности текущего года.
 
Распределение контрактов по типу лотов (монолот или сборный лот) на протяжении 2015—2017 гг. практически не изменилось (рис. 3), разве что слегка выросла доля монолотов. Хочется отметить, что в сборных лотах происходит комбинация не только разных инсулинов, но и инсулинов с другими препаратами — таковых было более трети. Если же ограничиться анализом только инсулинов, то снизилась доля лотов с 2 МНН (с 19,2 до 15,4%) и с 3 и более МНН (с 6,1 до 3,0%). Напрашивается вывод, что «защита» инсулина в сборных лотах лучше и легче достигается включением иных классов препаратов.
 
 

Аналог для человека

 
В последние годы развитие инсулинов происходит за счет разработки аналогов человеческого инсулина, которые обладают лучшим профилем переносимости, облегчают пациентам жизнь, упрощая схему терапии. А за инновационность приходится платить — в случае с инсулинами — государству. Именно поэтому различие динамики закупок человеческого инсулина и его аналогов столь разительно при измерении в натуральном и стоимостном выражении (рис. 4).
 
Затраты на приобретение аналогов человеческого инсулина превышали расходы бюджета на приобретение человеческого инсулина за весь рассматриваемый период, 2015—2017 гг. А вот в упаковках в 2016 г. аналоги превзошли соперников и еще более упрочили лидерство в 2017 г. Но для правильной оценки числа пациентов, получающих терапию тем или другим классом инсулина правильнее оценивать объем закупок в МЕ. А здесь картина уже другая. Получается, что большинство пациентов, получающих инсулины, лечатся именно человеческим инсулином. Правда, это распределение уже не столь значительно, как двумя годами ранее. Печально, что за последние два года рост потребления аналогов не компенсирует снижения потребления человеческого инсулина.
 
 

Форма и содержание

 
С точки зрения объема контрактов на приобретение инсулинов в стоимостном выражении максимальный бюджет получили инсулины быстрого и длительного действия (рис. 5). Именно комбинация этих двух продуктов обеспечивает пациенту как базовую, так и пиковую потребность организма пациента в инсулине. Именно потребность комбинировать инсулины привела к тому, что производители начали производство фиксированных комбинаций этих инсулинов, что называется, в одном флаконе. Однако такая комбинация не вызвала ажиотажного спроса, о чем можно судить по уровню закупок таких комбинированных инсулинов как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
 
С другой стороны, прогресс в производстве инсулинов шел и по форме выпуска. Парентеральный путь введения продиктовал упаковку инсулина во флаконы. С тех пор технический прогресс позволил выпускать инсулины в более удобных для пациента формах. Так, появились картриджи, которые можно было применять с помощью специальных многоразовых шприц-ручек. На этом отгрохотали конкурентные войны, так как картриджи одного производителя не подходили к ручкам другого, что приводило к специальным техническим заданиям, ограничивающим конкуренцию. ФАС давно с этими уловками научилась справляться. А технический прогресс пошел дальше. Теперь картридж сразу на производстве упаковывается в одноразовую ручку. Безусловно, это повышает стоимость одной единицы продукции, но преподнесено это было как забота о пациенте.
 
 
Именно поэтому интересно распределение в контрактах инсулинов в разных формах выпуска. Человеческие инсулины, которые появились на рынке давно, до сих пор довольно много потребляются во флаконах, о чем свидетельствует распределение объема закупок в МЕ (рис. 6). Но прогресс не обошел стороной этот сегмент: производители давно научились разливать человеческий инсулин в картриджи (доля которых в деньгах и упаковках сейчас максимальна) и даже монтировать картриджи в одноразовые ручки. А вот аналоги человеческих инсулинов во флаконах в госзакупках отсутствуют. Да и как можно столь инновационный продукт разливать в устаревший форм-фактор. Аналоги лучше потребляются в картриджах (рис. 7), но денег производители больше зарабатывают на одноразовых шприц-ручках.
 

Пустили корни

 
Столь важный для миллионов продукт как инсулин не остался вне активности российских производителей. Пока действуют (хотя и на излете) патенты на аналоги человеческих инсулинов, российские производители соревнуются с международной фармой только на поле человеческих генно-инженерных инсулинов. Распределение закупок в 2015—2017 гг. по стране производства инсулина приведено на рисунке 8. Российские производители пока уступают в этом соревновании, но динамика такова, что скоро на рынке госзакупок инсулина может наступить паритет. Отдельно отметим появление инсулинов родом из Белоруссии, что означает возможность конкуренции из стран ЕАЭС.
 
 
Международные фармкомпании не собираются упускать фору в госзакупках, связанную с локализацией продукта. Пока этим путем двигается только Sanofi. Впрочем, судя по продажам продукции этого производителя импортного и локального производства (рис. 9), принуждение к локализации регуляторными механизмами работает только до тех пор, пока не появился новый продукт с патентной защитой. В итоге Sanofi основные продажи делает за счет импортного Турджео, а не локализованного Лантуса СолоСтар.
 

О ценах и рейтингах

 
Понятно, что инновационные инсулины с патентной защитой от иностранных производителей будут априори дороже российских человеческих инсулинов. Поэтому любопытнее отдельно сравнить стоимость 1 МЕ в исполнении TOP3 российских производителей инсулинов — компаний «Герофарм», «Медсинтез» и «Фармстандарт». При этом сравнивать будем инсулины, выпущенные в одинаковом формате — флаконы с флаконами, картриджи с картриджами. Судя по рисунку 10, в системе госзакупок компания «Медсинтез» умудряется продавать 1 МЕ инсулина дороже всего. Очевидно, на Урале знают некое заветное слово, позволяющее «заговорить» покупателя.
 
А вот в аналогичном сравнении TOP3 иностранных производителей (рис. 11) лидирует Sanofi. Впрочем, это как раз вполне объяснимо наличием более нового (и дорогого) препарата в портфеле.
 
Рейтинги производителей, поставщиков и заказчиков инсулинов в системе госзакупок в стоимостном выражении приведены в таблицах 1—3.
 
______________________________
*По данным Федерального регистра сахарного диабета.
 
Автор: Артур Мирзоян

Комментарии:

Лика Димитрова 30 Aug, 2018

только бизнес ничего личного

Я на инсулине с детства, 46-й год, на каких только не сидела, начиная с СИПа и Простого, заканчивая Монотардом (на котором мне было очень комфортно и который внезапно исчез) и Протофаном (ужас-ужас для меня). Так вот, с 2004 года я перешла на Лантус с Хумалогом, всё устаканилось, Лантус меня устраивал полностью (производство РФ тоже!).
И тут нежданчик! Не будет Лантуса, и вот вам Туджео - типа то же самое!
Да только я не собираюсь ставить эксперименты на своём организме с таким стажем СД и моими осложениями. Туджео - это НЕ Лантус, начиная с того, что доза моя суточная - 12 ед Лантуса, и сколько прикажете Туджео колоть???
Этот Туджео явно сделали для второтипников, которые колят лошадиные дозы, при том, что могли бы просто соблюдать диету и никакие инсулины им бы не были нужны, как было 40 лет назад.
Так что покупаю Лантус самостоятельно, а не будет денег - просто склею ласты, надоело это всё.
Владимир Львов 31 Aug, 2018
Не понял трагизма - Туджео это тот же гларгин, но концентрация его выше, чем в Лантусе!!! Поэтому доза его, по идее, должна быть ниже. Если, конечно, верить написанному про него.
А ласты склеить торопиться не нужно, это всегда успеется....