348 дней, 6 часов, 23 минуты

До всемирного дня диабета!

Почему льготникам не хватает бесплатных лекарств?

- Пришла за бесплатными лекарствами в поликлинику, а мне говорят – покупайте сами, лекарств нет. Как это понимать?
 
К сожалению, современная система обеспечения льготными лекарственными препаратами - в России в целом и в Кировской области в частности - выстроена довольно криво.
 
Сегодня есть две основные категории получателей льготных лекарств - это так называемые федеральные и региональные льготники. Первые обеспечиваются препаратами за счёт федерального бюджета, а перечень лекарств для них ежегодно утверждается распоряжением правительства РФ. Вторая категория - региональные льготники - получают бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, а список лекарств, на которые они могут рассчитывать, определяется постановлением правительства Кировской области. 
 

Кто относится к федеральным льготникам?

 
Таких категорий девять, и они прописаны в статье 6.1 федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Это:
 
  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, которые с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее полугода проходили военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии; военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов;
  • члены семей погибших и умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.
 
По данным регионального Минздрава на 1 октября 2017 года из 159,6 тыс. федеральных льготников 79,7% отказались от набора социальных услуг, то есть вместо бесплатных лекарств они получают денежную компенсацию. Остальные 20,3% оставили свою льготу на лекарства. В основном это наиболее тяжёлые больные, страдающие онкологическим заболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хронической почечной недостаточностью, которым требуются дорогостоящие лекарства и процедуры. По данным на 1 октября, на бесплатные лекарства за счёт бюджета в Кировской области имели право 30 630 федеральных льготников.
 
В последние три года численность граждан, которые обеспечиваются бесплатными лекарствами за счёт федерального бюджета, растёт в среднем на 10 - 15% в год. Это связано как с общим ростом числа федеральных льготников, так и с тем, что всё большее количество из них предпочитают получать бесплатные лекарства, а не денежную компенсацию.
 

Кто относится к региональным льготникам?

 
Перечень региональных льготников, имеющих право на бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, утверждён в п. 1 ст. 9 регионального закона от 05.12.2012 № 227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области». В него входят:
  • дети первых трёх лет жизни;
  • дети из многодетных семей в возрасте до шести лет;
  • граждане, страдающие ДЦП, СПИД и ВИЧ, онкологическими и гематологическими заболеваниями, туберкулезом, бронхиальной астмой, шизофренией, эпилепсией, диабетом, ревматизмом и т.д. (всего в этом перечне заболеваний 40 пунктов).
 
По данным на 1 октября, численность граждан, имеющих право на бесплатные лекарства за счёт бюджета Кировской области, составляла 189 536 человек. И их число также растёт на 10 - 15% ежегодно.
 

Кто из льготников обеспечивается лекарствами лучше?

 
Из двух вышеперечисленных категорий в более выигрышном положении находятся федеральные льготники. Во-первых, потому что норматив финансовых затрат у них выше. Сравните: в 2017 году на льготные лекарства для одного федерального льготника в бюджете заложено 807,2 руб. в месяц. На региональном уровне норматив финансовых затрат законодательно не установлен, но из расчёта выделенных средств и количества льготополучателей эта сумма сегодня составляет 119,54 руб. на человека в месяц. Во-вторых, федеральное финансирование обычно более стабильное, чем областное. Соответственно, лекарственное обеспечение у федеральных льготников налажено лучше.
 
Стоит пояснить, что эти нормативы являются расчётными, они используются для планирования бюджета. Фактически затраты на одного пациента могут быть как больше, так и меньше заложенной суммы, а врач при назначении препаратов руководствуется не нормативами, а медицинскими показаниями, диагнозом пациента и перечнями лекарственных средств, отпускаемых льготникам. Получается принцип общего котла: если кому-то из пациентов выписываются бесплатные лекарства на сумму сверх норматива, то это делается за счёт других таких же льготников, которым достанется меньше лекарств или не достанется вовсе. Если сравнить норматив, особенно для региональных льготников, и цены в аптеках, очевидно, что удовлетворить потребности всех льготников во всех необходимых им препаратах при нынешних бюджетных расходах в принципе невозможно.
 
При этом федеральные льготники вне зависимости от того, получают они свои льготы в натуральном виде (то есть лекарствами) или в виде денежной компенсации, имеют право на бесплатные лекарства и по региональной льготе. Например, больной диабетом, имеющий инвалидность, получает двойную лекарственную помощь от государства: из федерального бюджета - как инвалид, а из регионального бюджета - как диабетик. Такая система ставит «федералов» в ещё более привилегированное положение, ведь чем больше льготников претендует на «кусок» регионального бюджетного «пирога», тем меньший «кусок» достаётся каждому из них.
 
О том, что такая система двойных льгот несправедлива, уже много лет говорят и общественники, и медицинское сообщество. Однако попытки на областном уровне отсечь федеральных льготников от региональных льгот строго пресекала прокуратура. Теперь с такой инициативой вышел Минздрав РФ, и вполне возможно, что уже в первом квартале 2018 года двойное финансирование льготного лекарственного обеспечения будет ликвидировано.
 
Кроме того, в мае 2015 года граждане, страдающие хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в части бесплатного лекарственного обеспечения также практически полностью были переведены с федерального на областное финансирование, причём в общий котел с региональными льготниками. Естественно, это сказалось на общей обеспеченности льготными лекарствами самым плачевным образом. Сама категория «орфанников» в Кировской области немногочисленна - всего 92 человека, в том числе 59 детей, но лекарственные препараты, которые им необходимы, стоят очень дорого. Лечение одного такого пациента может обходиться бюджету в несколько миллионов рублей в год. Сегодня порядка 90% от стоимости отпущенных «орфанникам» препаратов финансируются из областного бюджета, и только 10% - из федерального. С начала 2017 года граждане с орфанными заболеваниями получили дорогостоящие лекарства на сумму 27,2 млн рублей, при этом дефицит средств на лекарственное обеспечение таких пациентов сегодня составляет около 60 млн рублей.
 
Многие регионы, в том числе и Кировская область, поднимают вопрос о том, чтобы бесплатные лекарства «орфанникам» вновь приобретались за счёт федерального бюджета, но пока безрезультатно.
 

Почему не хватает определённых лекарств?

 
Помимо явной нехватки бюджетных средств, выделяемых на обеспечение льготными лекарствами, есть и другие моменты. Закупками лекарственных препаратов для всех категорий льготников занимается Министерство здравоохранения Кировской области на основании заявок больниц. А те, в свою очередь, составляют свои заявки с учётом заявок участковых терапевтов и педиатров. По крайней мере, так должно быть в идеале. Предполагается, что врач, зная, сколько льготников, какой категории и с какими диагнозами прикреплено к его участку, должен лучше ориентироваться, какие лекарства и в каком количестве нужно заказать.
 
Но проблема в том, что система заявок действует на год вперёд. То есть сейчас, во втором полугодии 2017 года, больницы формируют заявку по лекарствам на весь 2018 год. Это значит, что уже сейчас нужно знать, сколько человек и чем заболеет в следующем году, сколько из них получит инвалидность и попадёт в определённую категорию льготников, в каких препаратах и в каких дозировках они будут нуждаться. Как отмечают врачи, более-менее просчитать на год вперёд можно только ситуацию с больными сахарным диабетом, так как по ним в режиме онлайн ведётся специальный регистр. По всем остальным заболеваниям лекарства заказываются «методом тыка», на основании подсчётов количества существующих пациентов и возможного их прироста.
 
Тендеры по закупке лекарств для льготников проходят в среднем раз в полгода. Плюс бывают дополнительные закупки, когда разыгрываются средства, сэкономленные от предыдущих торгов, и аукционы по дополнительным заявкам от больниц на покупку препаратов, которые не были приобретены по основной заявке. Как это бывает в системе госзакупок, не всегда торги на покупку лекарств проходят с первого раза. В этом случае сроки фактического закупа препаратов могут сдвигаться на месяц и больше.
 

Как выкручиваются врачи?

 
Согласно порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава РФ, врач обязан выписать льготный рецепт пациенту, если тот имеет право на получение бесплатных препаратов. При этом не имеет значения, есть в аптеке нужный препарат или нет. Правила отпуска лекарственных препаратов, также утверждённые российским Минздравом, гласят, что в случае отсутствия препарата в аптечном пункте, рецепт должен ставиться на отсроченное обслуживание, а максимальный срок отсрочки по различным категориям препаратов не может превышать 15 рабочих дней. Если за положенное время препарат так и не поступил в аптеку, рецепт должны передать обратно в поликлинику. Там специальная комиссия должна решить: если пациент не перестал нуждаться в лекарстве, придётся выписать ему либо рецепт на аналог, имеющийся в наличии, либо новый рецепт на то же лекарство, то есть фактически продлить срок ожидания препарата.
 
Однако, судя по отзывам кировских врачей, существует негласное правило: если нужного препарата нет на складе и он не закуплен, рецепт на него не выписывают. Это прямое нарушение закона, на которое медиков фактически вынуждают идти, чтобы в аптеках не росли очереди из отсроченных рецептов. В противном случае Минздраву придётся как-то решать проблему этих очередей, а средств на покупку дополнительных лекарств в бюджете нет.
Получается, когда льготнику требуется препарат, который отсутствует на складе, врачи фактически становятся заложниками ситуации. Многие просто не сообщают своим пациентам об их праве на бесплатные лекарства, пользуясь тем, что прямой обязанности информировать пациентов об их льготах у медиков нет. Такой номер вряд ли пройдёт с федеральными льготниками, которые, как правило, хорошо осведомлены о том, на какую помощь от государства они могут претендовать. Но, например, с родителями, чьи дети ещё не достигли 3-летнего возраста, чаще всего так и поступают: выписывая препарат, просто не сообщают, что его можно получить бесплатно.
 

Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?

 
Нельзя сказать, что региональное правительство бездействует в этом вопросе. Как мы уже говорили, предпринимаются попытки выбить федеральное финансирование на лекарства для граждан с орфанными заболеваниями. Кроме того, в рамках информатизации кировских поликлиник недавно была изменена система доступа к лекарственным остаткам. Раньше врач мог видеть наличие льготных лекарственных препаратов только в том аптечном пункте, к которому были прикреплены пациенты-льготники с его участка. Теперь он может следить за остатками лекарств в любой аптеке Кирова и направлять в неё конкретного пациента с льготным рецептом. Недостаток системы пока заключается в том, что лекарство в ней нельзя забронировать онлайн, то есть наличие одного и того же препарата могут видеть десятки врачей со всего города, а значит все они могут одновременно выписать рецепт и направить пациента в конкретную аптеку. Лекарство исключат из наличия только в тот момент, когда его выдадут на руки конкретному льготнику. Всё это не исключает ситуаций, когда на одну и ту же упаковку таблеток будет претендовать несколько человек, а получит её тот, кто придёт в аптеку первым.
 

Что делать, если не досталось бесплатных лекарств?

 
К сожалению, нынешняя система обеспечения бесплатными лекарствами выстроена так, что может удовлетворить потребности пациентов-льготников лишь точечно. Стало быть, самый действенный способ добиться соблюдения своих прав - начать их добиваться. Напоминайте врачу на приёме о том, что он обязан вам выписать рецепт на бесплатное лекарство, а если он этого не делает - обращайтесь выше. Для начала - либо к заведующей поликлиникой по месту наблюдения, либо по телефону «горячей линии» Минздрава Кировской области (8332) 40-40-21. Не помогает и это - пишите заявление в прокуратуру. Практика показывает, что после обращения в инстанции выше рядового врача положенные вам лекарства находятся с большей долей вероятности. Увы, но это так: когда какого-то блага на всех не хватает, его получает тот, кто за него борется.
 
Автор: Елена Жолобова
 
Фото: ria.ru