208 дней, 21 часов, 43 минуты

До всемирного дня диабета!

ДИАЭКСТРИМ: ДВА ДНЯ НА КАТАМАРАНЕ

Однажды в июле, пережидая адскую жару, я задержался в редакции, и, конечно, оказался в Интернете… И неожиданно, общаясь с Киевом по делу, узнал про свою знакомую много интересного. Знакомьтесь — Анна Кандидатова, уроженка города Николаева, где она закончила медучилище с красным дипломом и университет по специальности практикующий психолог. Так что она и укол может сделать, и оказать психологическую поддержку. Анюте 29 лет, из них почти 20 она живет с диабетом. А вот с мужем прожила всего 8 лет, он стеснялся её диабета, не любил, когда она «светилась» на телевидении, в прессе; её активность его напрягала, так их пути и разошлись (но сейчас она тоже не одна). Пять лет назад у неё появилась компания единомышленников, диабетиков, главным хобби которых был туризм. Они образовали турклуб для молодёжи с диабетом «Альмарин» как одну из программ киевского благотворительного фонда «Диабетик». В этом году они сплавлялись на катамаране, и меня так захватил её эмоциональный рассказ, что мне показалось — многим нашим читателям её рассказ поможет преодолеть сомнения — идти в поход или нет.

Где спрятать помпу?

Я знаю, сейчас модно отдыхать за границей, но кто испытал такое единение с природой, как в пеших походах по Крыму, Карпатам, кто решился на спуск в спелеологические пещеры, тому уже скучно лежать на одном и том же пляже. В этом году мы сплавлялись на катамаране, нас было 10 человек, из них 4 диабетика, трое на помпе, и я в их числе. Брали глюкометры и визуалки, и с нами была врач-эндокринолог. Она не всегда с нами ходит, но в этот раз у нас ребята через неделю уходили на Эльбрус, вот она их подготавливала со стороны врачебных показаний. Просто не всякий врач пойдёт и не всякий турист — врач. Обычно у нас все подготовленные и подкованные в плане разных неожиданностей. Если откровенно, на этот сплав ехать было страшновато… поскольку первый раз по горной реке, да ещё — напугали холодом и что можно и перевернуться. Но вот решение принято, и мы приехали в Ивано-Франковск; он встречал нас дождиком.

У нас там начало маршрута, в это время всю западную Украину заливало дождями и реки выходили из берегов. Я до последнего сомневалась ехать или нет... многие отговаривали, но, прозвонив друзей с Ивано-Франковска, поняла, что информация в СМИ преувеличена. Это был тур выходного дня.

От Ивано-Франковска нужно было ещё 2 часа добираться до места дислокации — небольшого посёлка возле реки Черемош. Приехали в обед, нас встретили инструкторы и повели к месту, где мы должны скинуть вещи и поставить палатки. Это оказался довольно современный дом с большой поляной, где можно ставить палатки, но можно жить и в доме, за отдельную плату. В общем, мы выбрали дежурных на обед, которые пошли быстренько готовить еду, а остальные — подбирать себе каски и костюмы.

Настроение было, конечно, «так себе», холодно, дождик, но через 2 часа мы были уже готовы к первому пробному сплаву на 30км. Стрёмно было с помпами, но нет предела нашей фантазии. Два человека были с помпами Минимед 508, и мы положили их!.. в презервативы и запихнули в самый дальний уголок костюма. Хотя костюм — только одно название… просто крепкий полиэтилен и из него сшиты штаны и куртка. Парень с 722-ой помпой решил проверить её на заявленную водонепроницаемость, и никуда её не прятал. Брали и шприцы, и инсулины… это у нас всегда есть, на всякий случай, ещё не разучились пользоваться, хотя помпа реально расслабляет, особенно 722-ая, когда без неё уже сложно самому подсчитывать и колоть, это со слов очевидца.

-А как же засунуть помпу в презерватив? — спросил я, потрясённый такой изобретательностью.

- А мы ещё в Киеве так придумали, хотя и не сразу. С 722-ой не захотел, настоял на том, что она герметична и не должна ничего пропускать, а мы очень даже запихнули, поскольку уверенности в этом не было никакой, а девайс не из дешёвых. Первый день — подготовка, помпы, костюмы, палатки и обед. Так вот, у каждого диабетика в герметическом пакетике есть и конфеты, глюкаген и глюкометр. Было такое, что приходилось замеряться, прямо несясь по волнам.

-А как замерять??? Качает же…

-Да запросто…его сначала нужно вытереть от смазки (это не про глюкометр, это про презерватив и помпу, конечно), мокро, качает, течение очень быстрое, дождей прошло много. Речушка не широкая, всегда можно причалить, но не хотелось останавливаться — такая красота вокруг, что дух захватывает. Догребли мы до точки икс, где нас ждал грузовик, чтобы забрать катамаран и нас.

-А пороги были?

-Были маленькие…и даже порогами особо не назовёшь. Это же был пробный выход, чтоб посмотреть, как мы сплавляемся, как понимаем команды инструктора. Вернулись очень замерзшие, всё-таки температура воды +4 своё даёт, а особенно когда постоянно в воде. После приезда на базу ночевать в палатках уже не очень хотелось, особенно когда под боком был комфортабельный дом, с душем и кроватями, а на улице дождь и мы полностью мокрые. Дежурные начали готовить ужин, и никто не завидовал в тот момент дежурным, поскольку все пошли греться и отдыхать, а им пришлось напрячь последние силы и приготовить на всю группу еду. На улице была оборудована беседка, где мы и накрывали стол для ужина, уже все более менее отогревшись. «Сахара» у всех были в пределах нормы, первым днём остались довольны, с ужасом представляя, что же будет завтра.

Под шум реки и без гитары…

Наутро мы встали уже с мыслью как бы себя утеплить, хоть вода и полностью намочит, но даже мокрые шерстяные носки очень даже греют. Утро выдалось с переменным солнышком, что уже радовало, поскольку было теплее и веселее как-то. Экипировку подбирали тщательнее, всё что можно было, все дырки в рукавах и в штанах заматывали скотчем, всё же меньше воды попадёт.

Мы знали — второй день будет без поблажек, поскольку нам сказали, что все самые серьёзные пороги у нас только впереди, и то, как мы вчера прокатились, это детский лепет, прогулка. Точно знаем, что плыть будем дольше, а значит, замерзнем ещё больше. В этот раз взяли в «перекус» по сникерсу — питательно и энергоёмко. За нами приехал грузовичёк с прицепом, нас в кузов, а катамараны на прицеп и поехали высоко в горы, где река более бурная и извилистая. Ехали мы примерно 2 часа. И доехали почти до румынской границы; опять начался дождь, так что мы промокли ещё до того, как успели залезть в реку, но в реку было уже не мокро заходить.

После небольшого инструктажа наш караванчик рванул вниз по реке.

Я поняла, что мне нравится сплавляться именно по горной реке, потому что даже если не грести, вода тебя все равно несёт дальше, и можно любоваться пейзажами, а любоваться было чем. Особенно поражали пейзажи, где были размыты дороги или они полностью разрушились, дома, которые наполовину свисали с высокого берега. Я всегда беру с собой бронебойный фотик, который и под водой снимает, и об камни можно ударить, а поэтому часто сачковала и не гребла, снимала видео или просто фотографировала, инструктор разрешал. Вообще с инструктором во второй день нам повезло! Такой интересный парнишка, замечательно рассказывал, а байки так сам на ходу сочиняет. Греблось приятно, дождик закончился, выглянуло солнышко, которое нас немного обогревало, за это ему отдельное спасибо. Примерно на середине пути мы причалили к берегу, где стояла беседка, видно, что местная, поскольку лежало сало, свежий хлеб, вокруг иконки, картины, даже странно было на всё смотреть. Ну мы просто вылезли перекусить своими сникерсами. Да, забыла сказать, что в эти первые полпути, парнишка, который был с 722-ой помпой, на одном из порогов выпал из катамарана. Он не пострадал, а вот помпу пришлось снять, работать нормально она отказывалась.

- Что значит выпал?

-Ну не удержался, катамаран крутануло и он выпал в воду.

Ничего страшного — ведь все мы были с касками и спасжилетами. Обычно здесь очень много туристов, что тоже помогает надеяться на лучшее. Однако в этот период сплавлялось почему-то очень мало людей, на нашем пути буквально 2-3 раза только и встретили, хотя это очень популярная река для водного туризма — Чёрный Черемош. Есть ещё Белый, но он спокойный и без порогов. А мы запомнили порог Гук, на котором мне снимать не разрешили, поскольку нужно было грести, он реально страшный, даже с катамараном, а что там с байдарками творится, мне трудно представить. Так вот, после него у нас выпал ещё один парнишка — тоже не удержался, но ничего, не пострадал, успел схватиться за катамаран, я на видео успела заснять. Как пролетело время, мы даже не заметили, а дальше за поворотом оказалась наша база. Короче, как говорится, усталые, но довольные…

-А ощущение победы, воодушевление?

- Мы испытали их на берегу и кричали об этом, хотя слов не было, только первобытный крик… Ещё мы испытали такие редкие сегодня чувства, как единение внутри группы, общность. Я бы ещё раз сплавилась с удовольствием. А потом была культурная программа — нас отвели в частный музей музыкальных инструментов и гуцульской истории. Хозяином коллекции оказался заслуженный музыкант.

Напоследок мы опять оказались возле домика, он уже был для нас родным, и мы радовались, что утренние тревоги не сбылись и мы были победителями — своего страха, бурной реки. Было особенно приятно за людей, которые даже плавать не умеют, но не побоялись рискнуть и поехать на такое мероприятие. Солнышко жарило... так что мы поскидывали одежды и валялись прямо на траве, грелись. Жаль только, что не получилось у нас ничего с песнями, мы знали все разные, душа пела, но такой общей песни не вспомнили, ни одной.

-Ну, гитара-то хоть была?

- Не-а, весь выезд проходил просто под шум реки, не было ни магнитофона, даже гитары не было. Но всё равно, мы знаем, как красиво в горах закат или рассвет встречать, особенно когда вершины в тучах.

Александр Кричевский, Москва

Анна Кандидатова, Киев

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости