201 дней, 0 часов, 32 минуты

До всемирного дня диабета!

Иван Дедов: «С ожирением надо бороться на государственном уровне»

2-5 марта в Москве прошел VII Всероссийский конгресс эндокринологов. О наиболее актуальных темах, прозвучавших на конгрессе, на пресс-конференции рассказал Иван Дедов, главный эндокринолог Минздрава России, директор Эндокринологического научного центра.
 
 «В России есть национальная программа по борьбе с неинфекционными заболеваниями, в которые помимо сахарного диабета, входят сердечно-сосудистые заболевания, онкология, Хроническая обструктивная болезнь легких и нейродегенеративные заболевания, - рассказал Дедов. - Только что на пленарном заседании ООН глава Минздрава Вероника Скворцова докладывала о результатах борьбы с ними. На это уходит до 70% бюджета, и Россия вошла в первую десятку стран, которые энергично вкладывают средства в решение этой проблемы».
 
В стране растет и количество нейродегенеративных заболеваний. Как остановить биологическое увядание, как предотвратить снижение интеллекта и оперативной памяти – все эти вопросы чрезвычайно актуальны, а решение их требует колоссальных вложений. В центре внимания сегодня стоят и вопросы ожирения и сахарного диабета.
 

Болезнь работников умственного труда

 
В настоящее время в России около 12 млн больных сахарным диабетом. Всего же в мире их свыше 380 млн и около 800 млн человек – это треть населения планеты — страдают метаболическим синдромом, который является своего рода предвестником диабета. К сожалению, уровень заболеваемости постоянно растет, и особое беспокойство вызывает увеличение случаев ожирения и диабета среди детей.
 
«Почему растет число больных сахарным диабетом 2 типа и ожирением? Прежде всего потому, что люди испытывают дискомфорт, - объясняет Иван Дедов. – Так сложилось исторически, что в период тревоги, какую бы пищу ни ели, богатую белками или углеводами, она обязательно трансформируется в жиры. Так организм делает запас на всякий случай. Это пришло из животного мира».
 
Питание стало более калорийным, а расход энергии уменьшился. «Диабет и ожирение  – это болезнь работников умственного труда», - заметил Дедов. Среди тех, кто занят физической работой, этими заболеваниями страдают только 3%.
 
По словам Дедова, сегодня идет активный поиск путей решения проблемы ожирения. Одно из них – жесткий контроль своего питания, которое должно быть дробным и совпадать с биоритмами гормонов. То есть, акцент делается на утренний прием пищи, когда идет активная работа гормонов. Вечером же активность основных гормонов адаптации, надпочечников практически нулевая, а потому не рекомендуется после 18 часов не только есть, но и заниматься спортом.
 

Пока не дошли до крайней стадии

 
Сейчас уже не редкость, когда ребенку в 3-4 года диагностируют ожирение. Эндокринологи подчеркивают, что до 20% младенцев с избыточным весом перейдут вместе с ним в дошкольный возраст. Около 40% дошкольников, имеющих лишний вес, сохранят его и в подростковом возрасте. А из 80% тучных подростков вырастут взрослые, имеющие ожирение. К сожалению, тенденция такова, что пока людей с избыточной массой тела становится все больше, а потому растет и уровень заболеваемости диабетом.
 
Врачи общей практики должны помнить и о грозных осложнениях, развивающихся при сахарном диабете 2 типа, в первую очередь сосудистых, у таких больных в 3-5 раз чаще случаются инсульты и инфаркты. Именно пациенты с диабетом оказываются в итоге слабовидящими, поскольку из-за болезни у них разрушаются сосуды сетчатки, переносят ампутации стопы, гемодиализ и пересадку почек.
 
Дедов заметил, что неумение обуздать аппетит – это болезнь, которую в некоторых случаях необходимо лечить медикаментозно. «Проблема подавления аппетита – очень серьезная. Когда не хватает силы воли, надо поддержать ее лекарством. Сегодня есть препараты, регулирующие пищевое поведение, - рассказал главный эндокринолог. – Причем есть комбинированные, которые не только подавляют аппетит, но и убирают риски развития сахарного диабета. Проводившееся крупномасштабное эндокринологическое исследование «ПримаВера» показало, что 83% участников программы, принимавших препараты, достигли клинически значимого снижения веса на 10% и более».
 
Возможно, большим вкладом в решение этих проблем стала бы специальная программа по борьбе с ожирением. «Пока мы не дошли до той стадии, в которой сейчас находятся американцы, надо ставить вопрос о государственной программе, - заметил Иван Дедов. – Именно национальная программа позволит вести широкий диалог и с населением, и с врачебным сообществом. На этом уровне можно прорабатывать вопросы профилактики, убрать факторы риска. Реализация этой программы позволит выйти на увеличение продолжительности жизни и снижение уровня неинфекционных заболеваний».
 
Елена Бабичева