204 дней, 6 часов, 40 минуты

До всемирного дня диабета!

Отказ от курения при сахарном диабете 2 типа и уровень гликированного гемоглобина

К таким выводам пришли авторы нового анализа, выполненного на основе материалов крупной британской базы данных первичной медицинской помощи и опубликованного онлайн 29 апреля 2015г. в журнале Lancet Diabetes & Endocrinology.
 
Из 10 692 пациентов с сахарным диабетом 2 типа, которые продолжали курить по состоянию на 1 января 2005г., у 29% (3131 человека), которые впоследствии прекратили курение хотя бы на год, произошло повышение уровней гликированного гемоглобина в среднем на 0,21% (до 7,9% от исходных 7,7%), что не ассоциировалось с изменениями массы тела или назначаемых препаратов. Это явление продолжалось до 3 лет после отказа от курения.
 
Эти данные были получены на основе базы данных британской «Сети улучшения здоровья» (the Health Improvement Network, THIN), которая охватывает электронные медицинские карты более чем 3,5 миллионов пациентов, наблюдающихся в 546 медицинских практиках первичного звена в Великобритании. Эта база данных отличается высокой полнотой, поскольку в Великобритании оплата труда врача общей практики отчасти зависит от их показателей оказания помощи пациентам с диабетом, в частности, регулярности оценки статуса курения и помощи при отказе от курения, а также охвата определением HbA1c и достижения его целевого уровня менее 7,5%.
 
Учет возраста, пола, длительности СД, исходной массы тела, назначения статинов, а также других потенциальных искажающих факторов не привел к достоверному изменению 0,21% разницы между уровнем HbA1c у тех, кто отказался от курения и продолживших курить, которая исчезла только через 3 года.
 
Бросившие курить пациенты набрали в среднем по 4,8 кг. Но на каждый килограмм прироста массы тела отмечалось увеличение уровня HbA1c лишь на 0,008%, что привело бы у большинства бросивших к пренебрежимо малому с клинической точки зрения эффекту.
 
Также исследователи проверили гипотезу о том, что увеличение HbA1c могло объясняться тем, что продолжающим курить могло назначаться больше лекарств, но обнаружили обратную картину. Так, оказалось, что к концу периода наблюденияд ополнительные (помимо принимавшихся исходно) сахароснижающие препараты были назначены большему числу бросивших курить, чем актуальным курильщикам. Например, на момент начала исследования монотерапию метформином получали 34,6% продолжающих курить и 32,0% бросивших. К концу периода наблюдения один только метформин получали 29,5% продолжающих курить и только 22,1% бросивших. В начале исследования инъекционные сахароснижающие препараты получали 13,2% курильщиков и 15,9% бросивших, в то время как к концу наблюдения эти доли составляли уже 21,1% и 29,5%, соответственно.
 
Комментируя полученные данные, авторы отмечают, что ухудшение показателя гликированного гемоглобина было небольшим и нивелировалось за 3-хлетний период, но длительность наблюдения была недостаточной, чтобы ответить на вопрос о том, имело ли это какие-то последствия с точки зрения макрососудистых и микрососудистых осложнений. 
 
Отсутствие ассоциации между повышением HbA1c и увеличением массы тела осталось загадкой, авторы сообщают, что они ожидали подтверждения именно этой гипотезы. Возможное объяснение, которое предлагают авторы, заключается в том, что у бросающих курить людей в течение некоторого времени отмечается изменение пищевых пристрастий, и в том числе, нарастает предпочтение продуктов со сладким вкусом, что может увеличить в результате гликемическую нагрузку рациона и привести к повышению гликированного гемоглобина даже независимо от повышения массы тела. Тем не менее, данных в поддержку этой гипотезы пока нет.
 
В сопровождающей данную публикацию редакционной статье также приводятся предположения о том, что на этот феномен могли оказать влияние предпочтения врачей при выборе того или иного препарата для помощи при отказе от курения (главным образом, использовались варениклин и никотинзамещающая терапия), или генетические варианты, связанные с тем или иным курительным поведением, а также ошибки при определении массы тела. 
 
И авторы, и комментаторы исследования сходятся в том, что на основании полученных данных нельзя прекращать пропаганду отказа от курения среди пациентов с СД. Долгосрочная медицинская польза отказа от курения хорошо доказана, в том числе и при сахарном диабете, и перевешивает все возможные риски и временные проблемы. Кроме того, надо иметь в виду, что хотя статистический анализ материала включал коррекцию по ряду клинических и демографических факторов, ни одно обсервационное исследование не может быть свободно от неучтенных остаточных искажений, которые в данном случае могут быть связаны как с лечением, так и с прочими показателями образа жизни пациентов. Нельзя также исключить наличие обратной зависимости, заключающейся в том, что исходная тяжесть диабета может влиять на успешность отказа от курения. 
 
Так что полученную информацию следует использовать скорее для помощи при отказе от курения у пациентов с СД. Если мы будем знать о возможном повышении уровня HbA1c, мы сможем быть к этому готовы и своевременно предпринять меры по оптимизации контроля диабета, которые наряду с коррекцией сахароснижающей терапии будут также включать и оптимизацию антигипертензивной терапии и приема статинов.
 
Источник: Medscape

Комментарии:

Юрий Будко 18 May, 2015

Табак и диабет

Следующим будет исследование, подтверждающее, что у тех, кто не бросил пить, меньше повышается сахар. Все это из разряда монастырского чая и целебной воды под патронажем управделами президента.